Творческий проект как средство развития креативных способностей младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Одним из главных направлений современной школы является развитие личности ре-бенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, белее эффективных технологий, призванных содействовать развитию креативных способностей детей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения, формированию навыков саморазвития и самосознания.
Поэтому актуальна проблема поиска средств развития интеллектуальных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников. Одним из таких средств является творческий проект.
Таким образом, выбранная тема «Творческий проект как средство развития креативных способностей детей младшего школьного возраста» на сегодня является актуальной.
Объект исследования: креативные способности младших школьников.
Предмет исследования: творческие проекты как средство развития креативных спо-собностей младших школьников в обучении.
Цель исследования: изучение особенностей развития креативных способностей младших школьников в обучении посредством применения творческих проектов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие, виды и специфика применения творческих проектов в начальной школе……………………………………………………………. 5
1.2. Особенности развития креативных способностей у детей младшего школьного возраста………………………………………..……………….. 9
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ………………………………………………………………………….. 13
2.1 Организация выполнения творческих проектов на уроках в начальной школе………………………………………………………………………... 13
2.2. Педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию креативных способностей у детей посредством применения метода творческих проектов…………………………………………………... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………… 26
Список использованных источников
1. Барышникова Е.В. Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: учеб-ное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М. : Эксмо, 2008. – 320 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Д.Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002. – 316 с.
4. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление/ М. Вертгеймер. – М. : Оникс, 2012. – 336 с.
5. Викина, У.С. Психолого-педагогические условия развития творческих способно-стей у детей младшего школьного возраста / У.С. Викина // Педагогика и психология. – 2017. – № 3. – С. 56-59.
6. Вундт В. Введение в психологию. Хрестоматия по вниманию / В. Вундт. – М. : АСТ, 2008. – 704 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский / Психологический очерк. – СПб.: Союз, 1997. – № 3. – 92 с.
8. Гилфорд, Д. Три стороны интеллекта [Текст] / Д. Гилфорд // Психология мышле-ния: сборник: пер. с нем. и англ. / под ред. А.М. Матюшкина. – М. : 1965. – С. 433-456.
9. Гнайко, Н.М. Проблема креативности и явление подражания [Текст] / Н.М. Гнайко. – М. : Изд-во ИПРАН, 1994. – 316 с.
10. Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) [Текст] / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова // Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учеб-ная литература», Издательский дом «Федоров». 2016. – 224 с.
11. Дружинин, В. Н. Творчество: природа и развитие / В.Н. Дружинин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2005. – №3. – С. 91-107.
12. Дункер, К. Подходы к исследованию продуктивного мышления/ К. Дункер // Хре-стоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ, 2008. – С. 22-31.
13. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника. – М. : Международный Образователь-ный и Психологический Колледж, 2003 г. – 197 с.
14. Кузьмин. А.В. Творческие проекты в образовательной среде: материалы III Горча-ковского форума творческих проектов / А.В. Кузьмин. – СПб., АЙСИНГ, 2012. – 80 с.
15. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и прак-тикум для академического бакалавриата / И. Ю. Кулагина. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 291 с.
16. Моро, М.И. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. / Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. – М.: Просвещение, 2015. – 124 с.
17. Пиаже, Ж. Природа интеллекта / Ж. Пиаже // Хрестоматия по психологии: психо-логия мышления / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2008. – С. 32-40
18. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе обра-зования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 1999. – 224 с.
19. Руткевич, Л.А. Возрастная динамика самореализации творческой личности [Текст]: сб. / Л.А. Руткевич, Е.Ф. Рыбалко // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997. – С. 58-63.
20. Смирнов, А.А. Избранные психологические труды / А.А. Смирнов. – М.: Педагогика, 2007. – 344 с.
21. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест П. Торренса: Методическое руковод-ство [Текст] / Е. Е. Туник. – Иматон, 1998. – 170 c.
22. Ширинкина, Е.Н. Методические рекомендации для учителей по организации про-ектной деятельности школьников / Е.Н. Ширинкина. – М. : Чайковский, 2015. – 22 с.
23. Юркевич B.C. О «наивной» и «культурной» креативности / В.С. Юркевич // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М. : Молодая гвардия, 1997. – С. 127-143.
24. Яковлева Е.Л. Индивидуальность ребенка в образовательном процессе: развитие креативности / Е.Л. Яковлева. – 2009. – № 2. – С. 69-73.
25. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электрон-ный ресурс]: учеб. Пособие / Н.Ф. Яковлева. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 144 с.
Использование творческих проектов в обучении вызывает у учащихся стойкий позна-вательный интерес. В процессе реализации своих проектов дети получают опыт элементарно-го исследования проблемы, поиска информации по теме исследования в различных источни-ках, навыками работы со справочкой литературой.
Включение младших школьников в проектную деятельность помогает учить их прогнозировать, размышлять, предвидеть и формирует у них адекватную самооценку и способность к самоанализу. В ходе реализации проектов они учатся следовать задуманному плану, работать в группе, приобретают умения публичных выступлений. Кроме того, у них формируется умение выстраивать из частей целое, находить и решать проблемы, на основе привлечения знаний из разных областей .
В свою очередь использование креативного потенциала учащихся, стимулирование развития креативности, создают возможность для повышения эффективности их деятельности и повышения успешности обучения в целом.
Следует учитывать, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд цен-ностных установок, личностных качеств и отношений и поэтому в этот период следует начи-нать вовлекать учащихся реализацию проектной деятельности. Тогда не будет нарушаться преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и впоследствии у значительной части школьников не будет сложностей в достижении желае-мых результатов в проектной деятельности.