Подбор содержания уроков в практике обучения биологии в школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что на сегодняшний день возникло противоречие между широкими возможностями отбора учебной информации из разных источников, обновлением содержания обучения в связи с новыми достижениями науки биологии, с одной стороны, обоснованием новой видологии знаний в структуре содержания общего образования и недостаточной методической осведомленностью учителей об этом, с другой стороны.
Развитие образования невозможно без соответствующего изменения его содержания. Здесь существует множество проблем, которые нужно решать.
Существенной проблемой современного урока биологии является структурирование содержания учебного материала. Несмотря на то, что учебный материал – это педагогически и методически обработанное изложение основ научных знаний о биологии, правильная логическая группировка его учителем определяет не только возможности усвоения содержания урока учащимися, но и эффективную организацию учебного занятия.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ 7
1.1. Проблема отбора содержания образования в теории и практике обучении биологии в школе 7
1.2. Основные источники формирования содержания уроков биологии в школе 16
1.3. Принципы отбора содержания курса биологии в школьном образовании 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ УРОКОВ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ 31
2.1. Трудности отбора содержания обучения биологии в школе 31
2.2. Методические рекомендации для учителей биологии 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложение 1 66
Приложение 2 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуализация проблемы целей в биологическом образовании / Зайцев Д. Н. // Биологическое и экологическое образование: методология, теория, методика, практика: сборник материалов VΙII Всероссийского методологического семинара / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2010. – Санкт- Петербург, 2010. – С. 181-186.
2. Актуальные проблемы современного школьного биологического образования / Бодрова Н. Ф. // Биологическое и экологическое образование: методология, теория, методика, практика: сборник материалов VΙII Всероссийского методологического семинара / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2010. – С. 152-155.
3. Алиева Г. И. Методика преподавания и проблемы предмета «биология» / Алиева Г. И. // Современные инновации. – 2018. – №2 (24). – С. 7-9.
4. Андреева Н. Д. Задачный подход к формированию содержания школьного предмета биологии как способ развития универсальных учебных действий и достижения личностных, метапредметных и предметных результатов / Андреева Н. Д. // Биологическое и экологическое образование в средней и высшей школе: состояние, проблемы и перспективы развития: сборник статей Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24-26 ноября 2015 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет биологии. – Санкт-Петербург, 2015. – С. 24-34.
5. Андреева Н. Д. Каким быть содержанию курса биологии на старшей ступени общеобразовательной школы? / Н. Д. Андреева // Проблемы модернизации школьных учебников биологии: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 01-03 февраля 2005.года / Министерство образования Московской области, Международная академия наук педагогического образования, Московский государственный областной университет. – Москва, 2005. – С. 19-22.
6. Андреева Н. Д. Основные направления развития содержания биологического образования в общеобразовательной школе / Андреева Н. Д. // Российский научный мир – 2013. – №2. – С. 29-32.
7. Андреева Н. Д. Проблемы формирования универсальных учебных действий у школьников при обучении биологии / Андреева Н. Д., Малиновская Н. В. // МНКО. – 2013. – №5 (42). – С. 61-64.
8. Андреева Н. Д. Развитие нелинейного мышления школьников на основе изучения материала о современных достижениях биологии / Андреева Н. Д., Азизова И. Ю. // Биология в школе. –2019. – №3. – С. 25-29.
9. Андреева Н. Д. Становление и развитие содержания биологического образования в российской школе / Андреева Н. Д., Малиновская Н. В. // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников в контексте стандартов нового поколения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Самара 27-28 января 2012 года / Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. – Самара, 2012. – С. 7-10.
10. Бабанский Ю. К. Педагогика / Бабанский Ю. К. – Москва: ВЛАДОС, 2010. – 479 с.
11. Беспалько В. П. Содержание обучения / Беспалько В. П. // Школьные технологии. – 2006. – №5. – С. 3-17.
12. Бодрова Н. Ф. Содержание современного школьного биологического образования: перспективы и проблемы / Н. Ф. Бодрова // Биологическое и экологическое образование: методология, теория, методика: сборник материалов XI международного методологического семинара, Санкт-Петербург, 21-24 ноября 2011 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет биологии. – Санкт- Петербург, 2011. – С. 139-141.
13. Вербицкий А. А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании / Вербицкий А. А. // Образование и наука. – 2012. – №6. – С. 5-19.
14. Верзилин Н. М. Проблемы методики преподавания биологии / Верзилин Н. М. – Москва: Педагогика, 1974. – 224 с.
15. Жумагулова К. А. Обновление содержания биологического образования / Жумагулова К. А. // Педагогика и психология образования. – 2012. – №3. – С. 17-20.
16. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие / Загвязинский В. И. – Москва: - Академия, 2001. – 192 с.
17. Зорина Л. Я. Дидактический аспект естественнонаучного образования / Зорина Л. Я. – Москва: РАО, ИТП и МИО, 1993. – 163 с.
18. Комиссаров Б. Д. Биология: от науки к предмету обучения /. Комиссаров Б. Д. // Биология в школе. – 1989. – №1. – С. 30-36.
19. Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы школьного биологического образования / Комиссаров Б. Д. – Москва: Просвещение, 1991. – 160 с.
20. Кочергина Н. В. Системный подход к построению курса естествознания для старшей школы / Корчегина Н. В., Машиньян А. А. // ПНиО. – 2014. – №2 (8). – С. 129-136.
21. Краевский В. В. Дидактические основания определения содержания учебника / Краевский В. В., Лернер И. Я. // Проблемы школьного учебника. – 1980. – №8. – С. 34-49.
22. Краевский В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / Краевский В. В., Хуторской А. В. // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 3–10.
23. Лебедев О. Е. Конец системы обязательного образования? / Лебедев О. Е. // Вопросы образования. – 2017. – №1. – С. 230-259.
24. Лебедев О. Е. Размышления о целях и результатах / Лебедев О. Е. // Вопросы образования. – 2013. – №1. – С. 23.
25. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / Леднев В.С. - Москва: Высшая школа, 1991. – 224 с.
26. Лернер И. Я. Базовое содержание общего среднего образования / Лернер И. Я. // Советская педагогика. – 1991. – № 11. – С. 15-21.
27. Лескова И. А. Процесс обновления содержания высшего образования в контексте ситуации парадигмальной неопределенности в современном образовании / Лескова И. А. // Ценности и смыслы. – 2016. – №4 (44). – С. 118-127.
28. Любимов Л. Л. Что мешает нашей стране улучшить качество школьного образования / Любимов Л. Л. // Вопросы образования. – 2011. –№4. – С. 11-26.
29. Малиновская Н. В. Особенности содержания школьного биологического образования в связи с внедрением ФГОС / Малиновская Н. В., Смольянинов А. В. // Биологическое и экологическое образование в средней и высшей школе: состояние, проблемы и перспективы развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 18-20 ноября 2014 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет биологии. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 175-179.
30. Малыгина А. С. Проблемы реализации ФГОС основного общего образования при обучении биологии / Малыгина А. С., Решетникова Т. Б. // Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2013 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет биологии. – Санкт-Петербург, 2013. – С. 247-250.
31. Морозова М. И. Формирование научного мировоззрения у учащихся при обучении общей биологии: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность: 13.00.02 – теория и методика обучения воспитания (биология, уровень общего образования): защищена 24.02.2005 / Морозова М. И., Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена", научный руководитель Андреева Н. Д. – Санкт-Петербург, 2005. – 159 л.
32. Никишов А. И. Реализация стандарта второго поколения школьного биологического образования в учебниках биологии / Никишов А. И., Викторов В. П. // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №4. – С. 185-188.
33. Отражение целей и содержания биологического образования в школьном учебнике / И.Н. Пономарева // Биологическое и экологическое образование: методология, теория, методика: сборник материалов XI международного методологического семинара / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – Санкт- Петербург, 2011. – С. 111-116.
34. Педагогическая энциклопедия / Каиров И. А., Петров Ф. Н. – Москва: Советская энциклопедия, 1966. – 141 с.
35. Похлебаев С. М. Проблемы современного естественно-научного образования и пути их решения / Похлебаев С. М. // Наука и школа. –2010. – №4. – С. 9-13.
36. Принципы отбора содержания курса биологии на старшей ступени общеобразовательной школы. / Н. Д. Андреева // Герценовские чтения: сборник материалов, посвященных памяти В.М. Корсунской / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2005. – С. 6-11.
37. Скаткин М. И. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Скаткин М. И., Краевский В. В., Цетлин В. С.; под редакцией Краевского В. В., Лернера И. Я. – Москва: Педагогика, 1983. – 352 с.
38. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики / Скаткин М. Н. – Москва: Педагогика, 1980. – 96 с.
39. Содержание биологического образования и личностное развитие учащихся / Теремов А. В. // Биологическое и экологическое образование: методология, теория, методика, практика: сборник материалов VΙII Всероссийского методологического семинара / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2010. – С. 137-141.
40. Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа / Сохор А. М. – Москва: Педагогика, 1974. – 192 с.
41. Сухорукова Л. Н. Построение теоретического содержания школьного биологического образования на исторической основе / Сухорукова Л. Н., Матюшенко Е. Е. // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – №2. – С. 117-121.
42. Сухорукова Л. Н. Системный подход в конструировании содержания среднего биологического образования / Сухорукова Л. Н., Сорокин А. Д., Власова Е. А. // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №2. – C. 23-27.
Морозова М. И. в содержание обучения биологии в современной школе предложила включить ведущие идеи:
Идея разноуровневой и системной организации живой природы. В природе существуют системы различного уровня, которые начинаются молекулярным и заканчиваются биосферным уровнем. Все изменения, которые происходят в этой системе органического мира, взаимосвязаны.
Идея целостности биологических систем. Это проявляется их взаимосвязью и выполняемыми функциями. Биологические системы – это системы, которые развиваются, при этом для них является важным сбалансированное развитие. Если баланс системы будет нарушен, то это может создать глобальные проблемы. Гармония живой природы заключается в том, что биологические системы разнообразны, но едины во всех процессах и явлениях. Живое вещество, пребывающее в постоянно движении, и биосфера, неразрывно связаны между собой.<