Педагогические условия ознакомления с природоведческими понятиями младших школьников с нарушением зрения
Введение
Для адекватного и полноценного формирования природоведческих понятий необходимо наличие представлений о предметах и явлениях окружающего мира, умения делать обобщения и выводы. Для реализации этого необходимо учитывать не только индивидуальные особенности развития ребенка (патология зрения, развитие мыслительных операций, познавательная активность, интересы и др.), но и создавать специальные условия обучения, в которые входят разнообразные методы и приемы работы.
Формирование представлений связано с накоплением у учеников фактических образных знаний и ознакомление с окружающим миром, что способствует накоплению широкого круга представлений о природе, который является фундаментом для изучения биологии, физики, географии, химии в старших классах. Качество знаний в старших классах учащихся с нарушением зрения по этим предметам, имеет некоторую зависимость от того, насколько будут представления о природе отчетливы и правильны, сформированные в начальной школе.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования природоведческих понятий у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Роль наблюдений в процессе изучения курса природоведения 12
1.2 Своеобразие формирования природоведческих понятий у детей с нарушением зрения 24
1.3 Приемы формирования природоведческих понятий у детей с нарушением зрения 32
Глава 2. Выявления уровня сформированности природоведческих понятий у детей младшего школьного возраста 44
2.1 Характеристика контингента 44
2.2 Организация и проведение констатирующего эксперимента 45
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 46
2.4 Рекомендации по формированию природоведческих понятий у младших школьников с нарушением зрения 50
Заключение 53
Список литературы 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 97
Список литературы
1. Аквилева Г.Н., Практическая направленность преподавания предмета «окружающий мир» в педагогическом вузе, начальная школа, 2008, №10, С. 100 – 105.
2. Алексеева О.В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе: учеб. пособие/ О.В. Алексеева, А.А. Арасланова. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. – 144 с.
3. Архип И.А. (автор-составитель) Основы коррекционной работы в тифлопедагогике (по Тупоногову Б.К.). Место коррекции в общеобразовательном процессе// Программа учебной дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» и методические рекомендации к организации самостоятельной работы по изучению курса. Для студентов заочной формы обучения. – Мурманск: МГПУ, 2005.-81с., С. 30-36.
4. Богданец Т.П. Специфика уроков естествознания на примере изучения темы «Природа. Природа живая и неживая», Начальная школа: плюс До и После. – 2002. - №7.-С. 52-57. Статья на сайте: www.library.bsu.edu.ru
5. Богданец Т.П., Характеристика природоведческих понятий (К вопросу о формировании естественнонаучных понятий и умственном развитии младших школьников), Начальная школа: плюс До и После. – 2007. - №9. – С.39-41. Статья на сайте: www shgpi.edu.ru
6. Бурова Л.И. Теоретико-педагогические основы формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира Автореферат дис. д-ра пед. наук Москва, 1998, С. 425.
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения: 1 – 4 классы. – М.: Вентана-Граф , 2017. – 240 с.
8. Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно-методологические основы ознакомления детей старшего и младшего дошкольного возраста с окружающим миром.: Диссертация (в виде научного доклада) доктора пед. наук. – М., 1994. – 50 с.
9. ГОСТ Р 51645-2000. Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное. Технические требования к оборудованию и к производственной среде – М.: Изд-во стандартов, 2000.
10. ГОСТ Р 51671-2000. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности; Изд-во стандартов, 2001.
11. ГОСТ Р 52871-2007. Дисплеи для слабовидящих. Требования и характеристики. – М.: Стандартинформ, 2008. – 4 с.
12. ГОСТ Р 52872-2007. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению. – М.: Стандартинформ, 2008. – 4 с.
13. ГОСТ Р 52873-2007. Синтезаторы речи для специальных компьютерных рабочих мест для инвалидов по зрению. Технические требования. – М.: Стандартинформ, 2008. – 4 с.
14. Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка/ Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 96 с: ил.- («Лечебная педагогика и психология» - приложение к журналу «Дефектология», вып.6).
15. Григорьева Л.П., Сташевский С.В., Кондратьева С.И., основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения, - М.: Просвещение, 1990.- 132 с.
16. Ермолович З.Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы// Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. – Л., Педагогика, 1979. – С.87-95.
17. Карпушина Е.Б. Формирование представлений о предметах окружающего мира у детей с недостатками зрения младшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук: Москва, 2001, 177 с. На сайте: www.lib.ua-ru.net
18. Князева Н.В., Рекомендации педагога – психолога по интегрированному обучению слабовидящих школьников, Статья на сайте: http://vashpsixolog.ru с 26.10.2010.
19. Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир», Изд-во: Академия, 2007 г., С.224.
20. Косова Е.А., Биркун Е.Ю. Некоторые вопросы методики преподавания информатики в школах для слабовидящих детей. Институт информатики им. М.П. Драгоманова, Науковий часопис НПУ iм. М. Драгоманова. Серiя №2. Компьютерно-орiэнтованi системи навчання: 36. Наукових праць/ Редрада. – К.: НПУ iменi Драгоманова, 2008. - №6 (13).- С.182.
21. Куприянов Б.В., Дынина С.А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия»//Вестник Костромского гос. Университета им. Н.А. Некрасова. – 2001.- №2.- С.101-104, сайт http://www.altruism.ru.
22. Логинова Е.П., Павленкова Т.И. Аудиокниги для слабовидящих детей, Статья на сайте: www.lenobl.allnw.ru – с 12.12.2007.
23. Мазитова Л.А. Педагогические условия формирования у младших школьников экологического отношения к природе в процессе обучения естествознанию: диссертация…кандидата педагогических наук: Казань, 2007, 187 с. На сайте: www.lib.ua-ru.net
24. Морозова Л.Е. Резюме учебной программы по курсу: Методика преподавания предмета «Человек и мир» для обучаемых по специальности/специальностям: «Тифлопедагогика. Дошкольное образование», БГПУ, Минск, 2004 г. Статья на сайте: http://def.bspu.unibel.by
25. Новолодская Е.Г. Система природоведческих понятий в начальной школе, Начальная школа, 2006, №1, С. 49-55.
26. Омельченко Н.И. Школьная система специального образования: «Специальная педагогика», 2002, Статья на сайте: http://www.eti-deti.ru
27. Осипова М.П. Особенности наблюдения природы младшими школьниками, На сайте: http://festival.1september.ru с: 18.11.2009.
28. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования. – Методическое пособие, М. – 1991. На сайте: http://www.pedlib.ru с 2005-10-27.
29. Плешаков А.А. Природоведение: Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих) (под ред. Зверева И.Д.), М., Просвещение, 2000, 238 с.
30. Серодеева Р.Ш. Требования к использованию наглядных методов обучения детей с нарушением зрения на уроках природоведения, автореферат диссертации … кандидата педагогических наук: Москва, 2006, 166 с., http://www.dissercat.com
31. Смирнова О.М., Сергеенко С.А. Контрольно-оценочные задания по предмету «Окружающий мир», Начальная школа, 2010, №2, С. 44-48.
32. Титова В.В., Пути развития наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира, Начальная школа 2005, №1, с.65.
33. Требования к оснащению образовательного процесса по природоведению. Пояснительная записка. Министерство образования и науки Российской Федерации, Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. – Статья на сайте http://mon.gov.ru, 2007 г.
34. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб. Питер, 2006. – 304 с.
35. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики, М., ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2004 г., 375 с.
36. Тупоногов Б.К. Проведение экскурсий по биологии со слепыми и слабовидящими учащимися: Учебно-методическое пособие, М., 1989, 62 с.
37. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: Учебное пособие/ Министерство образования РФ; М.: АПКиПРО, 2001.-68с.
38. Тупоногов Б.К. Учет офтальмогигиенических рекомендаций при организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими зрительный дефект, Дефектология, 1998, №5, С. 58-62.
39. Тупоногов Б.К., Белякова Н.А. Оценка знаний, умений и навыков слепых и слабовидящих школьников, Дефектология, 2009, №6, С. 37-41.
40. Тупоногов Б.К., Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения (биология и химия в учебной деятельности слепых и слабовидящих школьников).
41. Тюленкова О.Ю., Добрянина Н.Ф., Интегрированное обучение слабовидящих детей, Статья на сайте http://cdk.ucoz.ru с 14.01.2010.
42. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373. Сайт: http://nachalka.edu.tu Примерная программа по курсу «Окружающий мир». Пояснительная записка. Сайт: http://standart.edu.ru
43. Шептуховский М.В. Образ природы у младших школьников, Школьные технологии, 2004, №5, С. 65-75.
44. Шептуховский М.В. Формирование естественно-научных понятий и умственное развитие младших школьников //Школьные технологии, 2006. - №1.
Коррекция в системе специального образования занимающая центральное положение. В специальной школе она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса.
Коррекция (обучение, воспитание, развитие), она триедина и в то же время имеющая свою специфическую направленность.
Коррекция, имеет самостоятельный выход на среду в конкретных социальных условиях, в которой живет и учится ребенок и осуществляет свою деятельность образовательное учреждение.
Тупоногов Б.К. в работах [35, 37, 38, 40] выделяет основные составляющие коррекционного процесса обучения:
Объединяются цель и содержание коррекционной работы с целями