Развитие речи у детей с нарушением слуха
ВВЕДЕНИЕ
Хорошо известно, что язык - это сложная, многоуровневая психическая деятельность, включающая операции восприятия и производства языковых выражений, становление которой зависит от активности когнитивных процессов и от поддержания моторной, слуховой и зрительной сфер, гнозиса. Одним из важных факторов в развитии речи является полноценное восприятие акустических речевых сигналов, которое обеспечивается правильно функционирующим слуховым анализатором. Слуховое восприятие акустических особенностей звуков (интенсивность, частота, длительность), обобщенное на фонемы, создает слуховые и кинестетические образы слов, фраз и словосочетаний.
В детском возрасте как очевидные, так и малейшие несоответствия слухового анализатора могут намного усложнить овладение языковыми возможностями. Влияние очевидных первичных отклонений в центральном отделе слухового анализатора при лексико-грамматическом нарушении широко изучалось в логопедии (Е.Н. Винарская, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Е.Ф.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические вопросы формированию лексико-грамматического строя речи у слабослышащих детей дошкольного возраста
1.1 Лингвистические и психолого-педагогические основы формирования грамматического строя речи в норме
1.2 Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей
1.3 Особенности овладения грамматическим строем речи слабослышащими детьми
Выводы по 1 главе
Глава 2. Опытное исследование по развитию грамматической речи слабослышащих детей дошкольного возраста 4-5 лет
2.1 Диагностика сформированности грамматического строя речи детей 4-5 лет
2.2 Характеристика комплекса сюжетно-ролевых игр по развитию грамматической речи слабослышащих детей дошкольного возраста
2.3. Анализ результатов исследовательской работы
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы не найден
Педагогическая классификация Р. М. Боскис (1963) оказала большое влияние на организацию дифференцированного обучения, на создание системы школ и дошкольных учреждений для слабослышащих детей, на определение критериев отбора и комплектования групп в них и в разработка способов обучения детей с различными нарушениями слуха. Делая упор на теорию Л. С. Выготского о первичных и вторичных отклонениях в развитии психики ребенка с тугоухостью, Р. М. Боскис определил главные аспекты, лежащие в базе педагогической типологии ребенка с тугоухостью и характеризующие своеобразие их развития.
Нарушение слухового анализатора у ребенка нужно рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного дефекта у взрослых. У взрослого человека нарушение деятельности слухового анализатора приводит к дилеммам речевого общения с помощью слуха.