Формирование эстетической общекультурной компетенции у младших школьников художественно-эстетическими средствами во внеурочной деятельности

Цель исследования: разработать сборник технологических карт по формированию эстетической общекультурной компетенции у младших школьников художественно-эстетическими средствами во внеурочной деятельности
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
31.10.2022
Объем файла
52 Кб
Количество страниц
20
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
В современных условиях образование стало одним из ведущих векторов развития общества в целом и становления «экономики знаний», в частности. На систему образования ложится важнейшая задача — воспитание человека познающего, способного творчески мыслить, применять полученные знания в жизни, активно участвовать в процессе создания и использования новых технологий. Только такая личность способна взять на себя роль главного фактора развития общества, и она может быть подготовлена эффективной системой образования, ориентированной на будущее. В общей системе достижения качества образования на первый план выдвигается его новый результат, рассматриваемый с позиции компетентностного подхода, — качество человека обучаемого, способного самостоятельно ориентироваться в современном информационном обществе, готового к самостоятельным действиям, к принятию решений. Ориентация на достижение компетенции предполагает принципиально иную логику организации обучения и оценки его качества, а именно логику решения задач и проблем, создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся в образовательном процессе. Смена тысячелетий неизбежно приводит к пересмотру ценностных ориентаций в обществе. 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

Пояснительная записка………………………………………………………… 6

1.1. Теоретическое обоснование проблемы…………………………………. 6

1.2. Описание проектируемого продукта…………………………………... 10

2. Практическая часть………………………………………………………… 12

2.1. Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта… 12

2.2 Методические рекомендации по использованию продукта…………... 15

Список литературы ………………………..………………………………….. 22

Словарь…………………………………………………………………………. 23 

Список литературы

1. Баранов, С.П. Использование знаков и символов в понимании  младшими школьниками художественного образа [Текст] / С.П. Баранов  А.Ж. Овчинникова. – М.: МПГУ, 2013. – 167 с.

2. Беляева, А.А. Эстетика [Текст]: словарь / под общ. ред. A.A.  Беляева. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

3. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте  [Текст]: кн. для учителя / JI.C. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с. 

4. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические труды [Текст] /  А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – 480 с.

5. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников  [Текст]: учеб. пособ. для студ. пед. институтов / Б.Т. Лихачев. – М.:  Просвещение, 1985. –176 с. 

6. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л.  Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1973. – 209 с.

7. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. – М.:  Педагогика, 1990. – 396 с.

8. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе  [Текст] / В.Н. Шацкая. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1995. – 183 c. 63. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития [Текст] / Д.Б.  Эльконин. – М.: Педагогика, 1994. – 378 с. 

9. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. – М.:  Педагогика, 1990. – 396 с. 

10. Киященко, Н. И. Эстетика жизни [Текст]: учеб. пособ. для студ. /  Н.И. Киященко. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 103 с. 

11. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников  [Текст]: учеб. пособ. для студ. пед. институтов / Б.Т. Лихачев. – М.:  Просвещение, 1985. –176 с. 

12. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. /  И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2002. – 227 с. 

13. Выготский, JI.C. Детская психология [Текст] / JI.C. Выготский. – М.: Просвещение, 1984. – 432 с. 

14. Труфанов, С. Н. Основоположения науки эстетики: эстетическое, прекрасное, идеал [Текст] / С.Н. Труфанов // Человек, культура, образование. – № 4 (14). – 2014. – С. 5-41.

15. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учеб. пособ. для студ. пед. институтов / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. –176 с.

16. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: кн. для учителя / JI.C. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

17. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.В. Занков. – М.: Новая школа, 1996. – 480 с.

18. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1990. – 396 с.

19. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1973. – 209 с.

20. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников [Текст]: пособие для учителей, педагогов внешк. учреждений / О.П. Котикова. – Минск, 2011. – 192 с.

21. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: 1986. – 195 с.

22. Буров, А.И. Эстетическое воспитание школьников [Текст]/ А.И. Буров, Б.Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 1974. – 304 с.

23. Кузин, B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах [Текст]: пособие для учителя / B.C. Кузин. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с.

24. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника [Текст] / П.М. Якобсон. – М.: Просвещение, 1966. – 291 с.

25. Киященко, Н.И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Текст] / Н.И. Киященко. – М.: Просвещение. 2003. – 304 с.

26. Буткевич, В.В. Методика организации эстетического воспитания младших школьников [Текст]: учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл., воспитателей групп продленного дня, организаторов внекл. работы, руководителей кружков и студий народного творчества / В.В. Буткевич, Ю.С. Любимова. – Минск: Пачатковая школа, 2014. – 144 с.

27. Алмазова, И.Г. Формирование эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности [Текст]: дисс. … канд. пед. наук: 13. 00. 01/ И.Г. Алмазова. – Елец, 2015. – 201 с.

28. Галанжина, Е.С. Развитие нравственно-эстетических представлений младших школьников [Текст]: дисс. … канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Е.С. Галанжина. – Курск, 2012. – 212 с.

Как механизм развития эстетических представлений, образное  мышление предполагает: «создание образов разной модальности; понимание  сущности образного явления, его связей; определение места образа в общей  картине мира, творческое преобразование и быструю переработку информации; обращение к резервам памяти; оперирование образами  воображения; отслеживание своих мыслей, чувств, состояний; создание все  более сложных и емких синтетических построений; объединение образов в  стройную упорядоченную картину мира» [28, с. 76]. 
Критериями развития эстетических представлений младшего  школьного возраста, по мнению Е.С. Галанжиной [28], выступают: – умение создавать образ на определенную эстетическую тему; – умение преобразовывать созданный образ в соответствии с эстетической  задачей и эстетическими категориями «прекрасное» и «красота»; – умение располагать созданный эстетический образ на мысленном экране; – умение обнаруживать и понимать некоторые внутренние,  эстетические связи и отношения в обобщенном виде;