Общая и экспериментальная психология
Введение
Чтобы понять человека, мы должны иметь представление не только о его мыслях, но и о чувствах. Имея представление об эмоциональном опыте человека, мы можем с уверенностью говорить о том, что мы знаем, каков он.
В эмоциональных реакциях проявляются ценности и цели человека. Они отражают базовые биологические тенденции, а также социально приобретенные представления о мире и о себе. Эмоциональные реакции раскрывают те аспекты личности, которые человек, возможно, хотелбы скрыть от других. Понимание эмоций – ключ к пониманию личности.
Исследование эмоционального опыта в психологии личности необходимо, каким бы трудным оно ни было. Регулирование и контроль эмоциональных реакций это одна из основных задач личностного развития. В возрастной и педагогической психологии младшему школьному возрасту уделено особое внимание, так ка именно в этом возрасте детьми осваивается учебная деятельность. В этом возрасте формируется произвольность психических функций, возникает рефлексия и
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности младшего школьника……………………………………………………6
1.1. Понятие эмоциональной сферы младшего школьника…………6
1.2 Особенности эмоциональной сферы младшего школьника……12
1.3. Возможности психолого-педагогической помощи в развития эмоциональной сферы младших школьников………………………….20
Выводы по 1 главе ………………………………………………………26
Глава 2. Изучение развития эмоциональной сферы младших школьников………………………………………………………………28
2.1 Методы и процедуры исследования……………………………….28
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………….32
2.3 Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию эмоциональной сферы младших школьников………………………36
Выводы по 2 главе…………………………………………………….42
Заключение ……………………………………………………………43
Список литературы………………………………………………….. 44
Приложения …………………………………………………………..48
Литература
1. Агеева, И. А. Коррекционные техники в школе: учебное пособие [Текст] / И. А. Агеева.– СПб.: Речь, 2004.– 184 с.
2. Эмоция: понятие, подходы, диагностика: учебно-методическое пособие [Текст] / Л.И. Дементий, В.Е. Купченко. - Омск: Омск госуниверситет, 2001. - 40 с.
3. Антье, Э. Эмоии: учебное пособие [Текст] / Эдвига Антье; Пер. с французского О. Басанцевой. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2006. – 192 с. – (Добрые книги по воспитанию).
4. Бандура, А. Подростковая эмоциональность: Изучение влияния воспитания и семейных отношений: учебное пособие [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс; М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 509 с. (Психология 20 века)
5. Берковитц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль: учебное пособие [Текст] / Л. Берковитц. - М.: Владос, 2001. - 512 с.
6. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие для специалистов и дилетантов [Текст] / Г.Э. Бреслав; – СПб.: РЕЧЬ, 2006. – 144 с.
7. Бэрон, Р. Агрессия: учебное пособие [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон — СПб: Питер, 2001. — 352 с.
8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе: учебное пособие [Текст] / М.Р. Битянова – М., 2005. – 285 с.
9. Васильева, О.С. Влияние эмоции школьников на уровень их социально-психологической адаптации: учебное пособие [Текст] / О.С. Васильева –М., 2005. – С. 29 – 37.
10. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное рук. / А. Л. Венгер.– М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003.– 160 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 181 с.
12. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской эмоциональной сферы: учебное пособие [Текст] / А. Гуггенбюль. - СПб., 2000.– 218 с.
13. Гонеева, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений 3 – е изд. [Текст] / А.Д.Гонеева, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 272 с.
14. Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление эмоции в детском возрасте: учебное пособие [Текст] / Вопросы психологии, 2000. – № 1.
15. Дубинко, Н. А. К проблеме условий и движущих факторов эмоции: учебное пособие [Текст] / Н. А. Дубинко. - Социально-пед. работа.– 1997. – № 4.
16. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии: учебное пособие [Текст] / С.Н. Ениколопов. - Прикладная психология. – 2001. – № 1.
17. Журавлев, Д. Подростковая агрессивность психологический феномен или социальная закономерность: учебное пособие [Текст] / Д. Журавлев. - Народное образование. – 2003 - №2. – С. 185 – 192.
18. Замостьянов, А. Эмоция и ее неистовые ревнители: учебное пособие [Текст] / А. Замостьянов. - Народное образование. – 2005. - №9. – С. 209 – 217.
19. Зимина, И.С. Детская эмоция как предмет педагогических исследований: учебное пособие [Текст] / И.С. Зимина. - Педагогика. – 2003 - №5. – С. 14 – 18.
20. Игнатьев Е. И. "Психология»: пособие для педагогических училищ (школьных). [Текст] / Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. - М., «Просвещение», 1997. – 179 с.
21. Колосова, С.Л. Детская эмоция: учебное пособие [Текст] / С.Л.Колосова; – СПб.: Питер, 2004/ – 224 с.
22. Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для студ. сред. Пед. Учеб. заведений [Текст] / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академа», 2001. – 320 с.
23. Краткий психологический словарь [Текст] / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.– 2-е изд., испр. и доп.– Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 512 с.
24. Крэйхи Б. Социальная психология эмоция: учебное пособие [Текст]/ Б. Крэйхи. - СПб.: Питер, 2003 – 336 с.
25. Кочетов А.И., Работа с трудными детьми: учебное пособие [Текст] / А. И. Кочетов, Н. Н. Верцинская. - М.: Просвещение, 1990. – 189 с.
26. Линде, Н.Д. Основы современной психотерапии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Н.Д. Линде. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 208 с.
27. Лоренц К. Эмоция (так называемое "зло"): учебное пособие [Текст] / К. Лоренц. - М.: Издательская гр. "Прогресс", "Универс", 1994. – 276 с.
28. Люблинская А. А. "Детская психология": учебное пособие для студентов педагогических ин-тов [Текст] / А. А. Люблинская. - М., «Просвещение», 1991 г. – 256 с.
29. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком: учебное пособие [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: Речь, 2002. – 190 с.
30. Немов Р.С. Психология: учебное пособие в 3-х т. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Высшее образование, 2005. – 299 с.
31. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов; в двух частях [Текст] / С.И. Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 – 508 с.
32. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие [Текст] / И. П. Подласый. – М., 2001. – 289 с.
34. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.Н. Зинченко, Б.Г.
35. Мещарекова. Изд-е 2-е. М.. - ФЕНИКС, 1997. - 243 с.
36. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности: учебное пособие [Текст] / А. А. Реан. – СПб., 1996.– 38 с.
37. Румянцева Т.Г. Эмоция: проблемы и поиски в западной философии и науке: учебное пособие [Текст] / Т.Г. Румянцева. — М., 1991. – 311 с. 38. Таланов, В.Л. Справочник практического психолога: учебное пособие [Текст] / В.Л. Таланов, И.Г. Малкина – Пых; СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005/ – 928 с.
39. Толковый словарь Русского языка С.И. Ожегова [Текст] /Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 стр.
40. Фрейд, А. Теория и практика детского психоанализа: учебное пособие в 3 т. [Текст] / А. Фрейд. – М., 1999. – Т. 1.
41. Фурманов И. Эмоции диагностика, профилактика и коррекция: учебное пособие / И.А. Фурманов. - СПб. 2007. – 274 с.
Таким образом, изучив литературу по теме нашей работы, мы пришли к выводу, что у ребенка эмоции начинают развиваться с младшего возраста. Большое значение для эмоционального развития имеет круг общения ребенка – это семья, детский сад, школа и другое окружение
В более младшем возрасте эмоции у ребенка проявляются на низком уровне, то есть самые простые реакции. Чем старше становится ребенок, тем эмоции становятся более четкими и выраженными. Для более эмоционального успешного развития следует целенаправленно работать с ребенком, развивать другие сферы и вовлекать его в активное общение как со взрослыми, так и со сверстниками.
Чем старше становится ребенок, тем выразительнее и ярче начинает проявлять свои чувства и эмоции, так же к этому возрасту, ребенок начинает учиться скрывать или гасить порывы эмоций. Это говорит о проявлении контроля на