Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в образовательной среде ДОО
Введение
Дошкольное детство считается одним из наиболее благоприятных периодов для формирования интеллектуальных и творческих возможностей детей, на основе того, что в данный период времени стремительно развивается кора больших полушарий головного мозга.
Общее представление детей об окружающем мире не может быть сформировано без тактильно-двигательного восприятия, так как оно является фундаментом чувственного познания. Благодаря данному типу восприятия формируются первоначальные знания ребенка о величине, свойствах предметов и положения в пространстве. Моторика – двигательная активность организма или отдельных органов, система двигательных реакций человека. Выделяют крупную (общую) и мелкую моторику.
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки в процессе разных видов деятельности. Функционирование центров головного мозга, которые отвечают за мыслительную и речевую деятельность, зависит непосредственно от развития у детей мелкой моторики. На основании этого дея
Содержание
Введение………………………………………………………………………….… 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………...…8
1.1 Особенности развития мелкой моторики рук в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………... 8
1.2 Возможности лепки как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста………………………………………………………….......18
1.3 Педагогические условия, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством лепки………………….....26
Вывод по I главе……………………………………………………………………37
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников в процессе лепки………………………...39
2.1 Первичная диагностика уровней развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………… 39
2.2 Реализация педагогических условий, способствующих развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки.................................................................................................................................47
2.3 Анализ эффективности экспериментальной работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством лепки…………………………………………………………………………………… 53
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ………………...……………………………………….… 59
Заключение………………………………………………………………………. 61
Список литературы……………………………………………………………… 64
Приложение…………………………………………………………………… … 69
Список литературы
Аксeнoвa М. Развитие тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. – 2010. – №8. – С. 62-65.
Алехин А.Д. Изобразительное искусство / А.Д. Алехин. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.
Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во КГУ, 1998. – 238 с.
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М.: Астрель, 2009. –143 с.
Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. – М.: Владос, 2004. – 357 с.
Бельтюкова Н.Б. Учимся лепить / Н.Б. Бельтюкова, С.К. Петров, В.А. Кард. – М.: Академия, 2011. – 224 с.
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. – М.: Академия, 2010. – 284 с.
Богатеева З.А. Занятия лепки в детском саду / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 2009. – 224 с.
Буре Р.С. Готовим детей к школе / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 1998. – 287 с.
Волкова А.А. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию / А.А. Волкова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 7. – С. 18-26.
Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 165 с.
Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. – 2011. – №1. – С. 50-53.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М., 1999. – 344 с.
Гульянц Э.К. Учите детей мастерить / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. – М.: Просвещение, 2009. – 159 с.
Доронова Т.Н. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет / Т.Н. Доронова. – М., 2010. – 96 с.
Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: Гуманит: Владос, 2000. – 240 с.
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2009.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что лепка – это один из основных видов творческой деятельности, она помогает развивать у ребенка чувства, эмоции, восприятие окружающего. Обследование предмета знакомит детей с выработанными обществом сенсорными эталонами, а также по сравнению с другими видами детской деятельности, особенно развивает мелкую моторику обеих рук.
Педагогические условия, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством лепки
При изучении философской литературы нами было выделено следующее определение понятия «условие»: «условие отражает взаимосвязь объекта с окружающими его явлениями, без которых его существование может подвергаться сомнению» [44].
В.И. Андреев даёт следующее определение педагогическим условиям: «совокупность мер, сущность, приёмы и координационные способы