Развитие самостоятельности школьников при изучении геометрии. (на примере раздела Многогранники)

Цель дипломной работы: разработать систему дополнительных средств, направленных на развитие самостоятельности школьников при изучении геометрии
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
31.10.2022
Объем файла
339 Кб
Количество страниц
63
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В настоящее время каждый из учителей математики убеждается в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных технологий обучения, содействующих развитию и активизации познавательной деятельности, позволяющих обеспечить повышение качества учебного процесса, развитие интеллектуальных возможностей учащихся. Для того, чтобы решить данную проблему отдельная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Любой педагог должен стремиться сформировать навык самостоятельной умственной деятельности. Это важно для обучаемого, поскольку какие бы знания и в каком объеме они не получали, эти знания становятся не актуальными, отстают от жизненных потребностей. Выход из данной ситуации заключается в том, что бы решить следующие задачи- научить учащихся самостоятельно учится, приобретать знания из различных ресурсов информации самостоятельным путем, научиться как можно большим разнообразием методов самостоятельной работы. Самостоятельная работа служит эффективным способом формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, развивает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.  
В научной среде мы видим пристальное внимание к процессу развития самостоятельности. Теория, связанная с организацией и методикой самостоятельной работы учащихся, разрабатывалась многими советскими дидактами: Ю. К. Бабенским, Е. Я. Голантом, М. Л. Даниловым, Б. П. Есиповым, Ю. Б. Зотовым, И. И. Махмутовым, Р. М. Микельсоном, П. И. Пидкасистым, В. П. Стрекозиным и другими. В работах этих ученых рассмотрены сущность и значение самостоятельных работ в процессе обучения, их классификация и требования к ним.

 

Оглавление
Введение…………………………………………………………………..   3
Глава1. Теоретические основы процесса развития самостоятельности школьников…………………………………………………………………….    9
1.1Психолого-педагогические подходы к содержанию и структуре понятия "самостоятельность"………………………………………………………….     9
1.2Особенности самостоятельной учебной деятельности при изучении геометрии…………………………………………………………………….     21
1.3Место раздела Многогранники в программе и учебниках средней школы………………………………………………………………………..      32
Глава 2. Разработка системы дополнительных средств развития самостоятельности школьников при изучении геометрии………………       47
2.1 Структура и содержание системы дополнительных средств….      47
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы…………………      60
Заключение……………………………………………………………      73
Библиографический список………………………………………….       75

 

Библиографический список

1. Александров А.Д. Геометрия для 10-11 классов: Учеб. Пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. - М.: Просвещение, 1992. - 464 с.

2. Аристова, Л.П. активность учения школьника [Текст]/Л.П. Аристова.-Москва : Просвещение, 1968.-138 с. 

3. Атанасян Л.С. Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кодомцев и др. - М.: Просвещение, 1998. - 207 с.

4. Бакулевская. С.С. Становление интелектуально-творческой деятельности старшеклассника в процессе решения эвристических задач [Текст] : Автореф. дис. к. п. н. / С.С. Бакулевская – Волгоград, 2001.-25 с.

5. Болтянский В.Г. Выпуклые многоугольники и многогранники. / В.Г. Болтянский, И.М. Яглом // Математика в школе. - 1966. - № 3.

6. Болтянский В.Г. Элементарная геометрия Книга для учителя-М: Просвещение  1985-320 с.

7. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся [Текст] / В.К. Буряк – Москва: Просвещение, 1984.-64 с.

8. Буткин, Г.А. Усвоение научных понятий в школе [Текст] / Г.А. Буткин, И.А. Володарская, Н.Ф. Талызина; - Москва: Полиграф сервис, 1999.-288 с.

9. Владимирцева, С.А. теория и методика обучения математике: Общая методика [Текст]: Учебное пособие/ С.А. Владимирцева- Барнаул: БГПУ, 2005.-194 с.

10. Давыдов, В.В. Учебная деятельность [Текст]/ В.В. Давыдов. – М.: 1986.–318 с.

11. Далингер, В.А. Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация при обучении математике : Учебное пособие / В.А.Далингер. – ОмИПКРО. Омск, 1993.– 156 с.

12. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А.Дистервег. // Сост. В.А. Ротенберг.–Издательство министерства просвещения РСФСР, М.,1956.– 375 с.

13. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961.-240 с.

14. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии - М, 1980.-368 с.

15. Зимняя, И.А.  Педагогическая психология [Текст]/ И.А. Зимняя. –Изд-во"Логос". М., 2009. - 384 с.

16. Каптерев, П.Ф. детская педагогическая психология [Текст] / П.Ф.Каптерев ; Московский психолого-социальный институт.- Москва: МПСИ; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 1999. - 336с.

17. Кашицына, Л.С. Самостоятельность как основа развития личности / Л.С. Кашицына // Математика.– 2004.– № 6.– c. 2 - 3.

18. Клопский В.М., Скопец З.А., Ягодовский М.И. Геометрия. 9-10 классУчебник. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1978. — 256 с.

19. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения [Текст] : Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев- Москва: 1983.-Т.1.-с. 353-360.

20. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2005 – 352 с.

21. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст]/И.Я. Лернер- Москва: Знание, 1980.- 96 с.

22. Лернер, И.Я. Критерииуровней познавательской самостоятельности учащихся [Текст]: новые исследования в педагогических науках\\ И.Я. Лернер- Москва: Педагогика, 1974.-№4- с 34-39.

23. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся\\ Педагогика - 1998.-№3 с 44.

24. Оснинский А.К. Психологические механизмы самостоятельности\ А.К.Оснинский.-М.; Обнинск: ИГ_СОЦИН, 2010 -232 с.

25. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П.И.Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980.– 240 с.

26. Пидкасистый, П.И. самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст]/ П.И. Пидкасистый – москва: Педагогика, 1980. - 326с. 

27. Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. сред. шк. / А.В. Погорелов. - М.: Просвещение, 1990. - 384 с.

28. Подласый, П.И. Педагогика: 100 вопросов- 100 ответов: учеб. Пособие для ВУЗов/ И.П. Подласый.- М: Владос-пресч,2004.-365 с.

29. Половникова, Н.А. о системе воспитания познавательной самостоятельности школьников. Советская педагогика [Текст]/ Н.А. Половникова  - 1970.-№5.- С76-83.

30. Потоскуев, Е.В. Геометрия и становление творческой личности [Текст] / Е.В. Потоскуев // Математика в школе.– 2009.–№6.–с.10-12.

31. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения и принципы построения контрольно-диагностических задании. Нетрадиционные способы оценки качества знании школьников. Психолого-педагогический аспект [Текст]: Сб. науч. Тр./ под ред. Е.Д. Божович. Москва: Новая щкола, 1995.-С.5-12с.

32. Слепухин, А.В. Комплексная педагогическая диагностика профессиональной направленности личности школьника с использованием новых информационных технологий: Монография / А.В. Слепухин.–УрГПУ. Екатеринбург, 2006. – 200 с.

33. Смирнова, И.М. Геометрия: Учеб. пособие для 10-11 кл. гуманит. Профиля. / И.М. Смирнова. - М.: Просвещение, 1997. - 159 с.

34. Хуторской, А.В. Деятельность как содержание образования // Народное образование 2003 – №8 С.107-115.

35. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе  Кн. Для учителя / Г.И.Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

36. Эльконин, Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников [Текст] / Под ред Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М.: Изд-во Акад. Пед наук,1988. – 286 с. 

37. Юдин Э.Г.  Системный подход и принцип деятельности – М.:Наука, 1978. – 392 с.

Основными движущими силами любого дидактического процесса являются мотивы развития, под которыми понимаются некоторые предпосылки и побуждения, которые и вынуждают личность заниматься познавательной деятельностью. Чаще всего в основе учебной активности ученика лежит не один мотив, а целый их комплекс: они могут переплетаться, дополнять друг друга, находиться в определенном соотношении. Однако не все мотивы побуждают к развитию одинаково. Как правило, несколько из них выступают в качестве ведущих, а остальные – второстепенные.
На основе квалификации мотивов обучения Г. Рзенфельда  была разработана структура мотивов развития:
● развитие как радость от: работы, решения поставленной задачи, общения с друзьями (эта группа мотивов предполагает заинтересованность обучающегося в процессе развития);
● развитие, как стремление достичь личной (материальной) выгоды (примером этой группы мотивов может быть ожидание подростком материального стимулирования за его успехи в учебе от родителей, в будущем получения престижной профессии);
● развитие на основе влияния друзей и других примеров для подражания (это может быть вариант подражания старшему брату или более успешному сверстнику);
● развитие как стремление к повышению своего социального статуса, избежать неудачи, позора (у школьника всегда есть возможность продемонстрировать другим свои способности в учебной деятельности и претендовать на более высокий статус в группе);
● развитие из чувства ответственности (например, школьник может испытывать угрызение совести, стыд перед собой и окружающими в случае если его отметка была низкой).