Развитие самостоятельности школьников при изучении геометрии. (на примере раздела Многогранники)
Введение
В настоящее время каждый из учителей математики убеждается в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных технологий обучения, содействующих развитию и активизации познавательной деятельности, позволяющих обеспечить повышение качества учебного процесса, развитие интеллектуальных возможностей учащихся. Для того, чтобы решить данную проблему отдельная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Любой педагог должен стремиться сформировать навык самостоятельной умственной деятельности. Это важно для обучаемого, поскольку какие бы знания и в каком объеме они не получали, эти знания становятся не актуальными, отстают от жизненных потребностей. Выход из данной ситуации заключается в том, что бы решить следующие задачи- научить учащихся самостоятельно учится, приобретать знания из различных ресурсов информации самостоятельным путем, научиться как можно большим разнообразием методов самостоятельной работы. Самостоятельная работа служит эффективным способом формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, развивает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.
В научной среде мы видим пристальное внимание к процессу развития самостоятельности. Теория, связанная с организацией и методикой самостоятельной работы учащихся, разрабатывалась многими советскими дидактами: Ю. К. Бабенским, Е. Я. Голантом, М. Л. Даниловым, Б. П. Есиповым, Ю. Б. Зотовым, И. И. Махмутовым, Р. М. Микельсоном, П. И. Пидкасистым, В. П. Стрекозиным и другими. В работах этих ученых рассмотрены сущность и значение самостоятельных работ в процессе обучения, их классификация и требования к ним.
Оглавление
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава1. Теоретические основы процесса развития самостоятельности школьников……………………………………………………………………. 9
1.1Психолого-педагогические подходы к содержанию и структуре понятия "самостоятельность"…………………………………………………………. 9
1.2Особенности самостоятельной учебной деятельности при изучении геометрии……………………………………………………………………. 21
1.3Место раздела Многогранники в программе и учебниках средней школы……………………………………………………………………….. 32
Глава 2. Разработка системы дополнительных средств развития самостоятельности школьников при изучении геометрии……………… 47
2.1 Структура и содержание системы дополнительных средств…. 47
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы………………… 60
Заключение…………………………………………………………… 73
Библиографический список…………………………………………. 75
Библиографический список
1. Александров А.Д. Геометрия для 10-11 классов: Учеб. Пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. - М.: Просвещение, 1992. - 464 с.
2. Аристова, Л.П. активность учения школьника [Текст]/Л.П. Аристова.-Москва : Просвещение, 1968.-138 с.
3. Атанасян Л.С. Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кодомцев и др. - М.: Просвещение, 1998. - 207 с.
4. Бакулевская. С.С. Становление интелектуально-творческой деятельности старшеклассника в процессе решения эвристических задач [Текст] : Автореф. дис. к. п. н. / С.С. Бакулевская – Волгоград, 2001.-25 с.
5. Болтянский В.Г. Выпуклые многоугольники и многогранники. / В.Г. Болтянский, И.М. Яглом // Математика в школе. - 1966. - № 3.
6. Болтянский В.Г. Элементарная геометрия Книга для учителя-М: Просвещение 1985-320 с.
7. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся [Текст] / В.К. Буряк – Москва: Просвещение, 1984.-64 с.
8. Буткин, Г.А. Усвоение научных понятий в школе [Текст] / Г.А. Буткин, И.А. Володарская, Н.Ф. Талызина; - Москва: Полиграф сервис, 1999.-288 с.
9. Владимирцева, С.А. теория и методика обучения математике: Общая методика [Текст]: Учебное пособие/ С.А. Владимирцева- Барнаул: БГПУ, 2005.-194 с.
10. Давыдов, В.В. Учебная деятельность [Текст]/ В.В. Давыдов. – М.: 1986.–318 с.
11. Далингер, В.А. Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация при обучении математике : Учебное пособие / В.А.Далингер. – ОмИПКРО. Омск, 1993.– 156 с.
12. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А.Дистервег. // Сост. В.А. Ротенберг.–Издательство министерства просвещения РСФСР, М.,1956.– 375 с.
13. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961.-240 с.
14. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии - М, 1980.-368 с.
15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/ И.А. Зимняя. –Изд-во"Логос". М., 2009. - 384 с.
16. Каптерев, П.Ф. детская педагогическая психология [Текст] / П.Ф.Каптерев ; Московский психолого-социальный институт.- Москва: МПСИ; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 1999. - 336с.
17. Кашицына, Л.С. Самостоятельность как основа развития личности / Л.С. Кашицына // Математика.– 2004.– № 6.– c. 2 - 3.
18. Клопский В.М., Скопец З.А., Ягодовский М.И. Геометрия. 9-10 классУчебник. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1978. — 256 с.
19. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения [Текст] : Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев- Москва: 1983.-Т.1.-с. 353-360.
20. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2005 – 352 с.
21. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст]/И.Я. Лернер- Москва: Знание, 1980.- 96 с.
22. Лернер, И.Я. Критерииуровней познавательской самостоятельности учащихся [Текст]: новые исследования в педагогических науках\\ И.Я. Лернер- Москва: Педагогика, 1974.-№4- с 34-39.
23. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся\\ Педагогика - 1998.-№3 с 44.
24. Оснинский А.К. Психологические механизмы самостоятельности\ А.К.Оснинский.-М.; Обнинск: ИГ_СОЦИН, 2010 -232 с.
25. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П.И.Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980.– 240 с.
26. Пидкасистый, П.И. самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст]/ П.И. Пидкасистый – москва: Педагогика, 1980. - 326с.
27. Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. сред. шк. / А.В. Погорелов. - М.: Просвещение, 1990. - 384 с.
28. Подласый, П.И. Педагогика: 100 вопросов- 100 ответов: учеб. Пособие для ВУЗов/ И.П. Подласый.- М: Владос-пресч,2004.-365 с.
29. Половникова, Н.А. о системе воспитания познавательной самостоятельности школьников. Советская педагогика [Текст]/ Н.А. Половникова - 1970.-№5.- С76-83.
30. Потоскуев, Е.В. Геометрия и становление творческой личности [Текст] / Е.В. Потоскуев // Математика в школе.– 2009.–№6.–с.10-12.
31. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения и принципы построения контрольно-диагностических задании. Нетрадиционные способы оценки качества знании школьников. Психолого-педагогический аспект [Текст]: Сб. науч. Тр./ под ред. Е.Д. Божович. Москва: Новая щкола, 1995.-С.5-12с.
32. Слепухин, А.В. Комплексная педагогическая диагностика профессиональной направленности личности школьника с использованием новых информационных технологий: Монография / А.В. Слепухин.–УрГПУ. Екатеринбург, 2006. – 200 с.
33. Смирнова, И.М. Геометрия: Учеб. пособие для 10-11 кл. гуманит. Профиля. / И.М. Смирнова. - М.: Просвещение, 1997. - 159 с.
34. Хуторской, А.В. Деятельность как содержание образования // Народное образование 2003 – №8 С.107-115.
35. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе Кн. Для учителя / Г.И.Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
36. Эльконин, Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников [Текст] / Под ред Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М.: Изд-во Акад. Пед наук,1988. – 286 с.
37. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности – М.:Наука, 1978. – 392 с.
Основными движущими силами любого дидактического процесса являются мотивы развития, под которыми понимаются некоторые предпосылки и побуждения, которые и вынуждают личность заниматься познавательной деятельностью. Чаще всего в основе учебной активности ученика лежит не один мотив, а целый их комплекс: они могут переплетаться, дополнять друг друга, находиться в определенном соотношении. Однако не все мотивы побуждают к развитию одинаково. Как правило, несколько из них выступают в качестве ведущих, а остальные – второстепенные.
На основе квалификации мотивов обучения Г. Рзенфельда была разработана структура мотивов развития:
● развитие как радость от: работы, решения поставленной задачи, общения с друзьями (эта группа мотивов предполагает заинтересованность обучающегося в процессе развития);
● развитие, как стремление достичь личной (материальной) выгоды (примером этой группы мотивов может быть ожидание подростком материального стимулирования за его успехи в учебе от родителей, в будущем получения престижной профессии);
● развитие на основе влияния друзей и других примеров для подражания (это может быть вариант подражания старшему брату или более успешному сверстнику);
● развитие как стремление к повышению своего социального статуса, избежать неудачи, позора (у школьника всегда есть возможность продемонстрировать другим свои способности в учебной деятельности и претендовать на более высокий статус в группе);
● развитие из чувства ответственности (например, школьник может испытывать угрызение совести, стыд перед собой и окружающими в случае если его отметка была низкой).