Развитие эмпатии у младших школьников как педагогическая проблема

Цель исследования: определить педагогические условия развития эмпатии у де-тей младшего школьного возраста
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.10.2022
Объем файла
451 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Младший школьный возраст является важным в становлении и развитии личности ребенка. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста можно назвать качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, осознанность и произвольность познавательных процессов, рефлексия и внутренний план действий, новый тип отношений с окружающими людьми, иерархия мотивов. Развитие нравственных чувств данного возраста происходит внутри учебной деятельности.
Так, осваивая новые знания, общаясь со сверстниками и учителем, наблюдая за явлениями природы, знакомясь с художественными и музыкальными произведениями, ребенок учится эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру, понима-нию своих эмоций, чувств, а также сопереживанию другому. Механизмом возникновения сопереживания является эмпатия.
В условиях начальной школы это особенно актуально, ведь младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития эмоционально-нравственной сферы. В этом возрасте у детей начинают формироваться нравственные ценности, возникают новые чувства и эмоции, закладываются основы школьной дружбы. Дети еще не совсем и не всегда умеют осознавать свои эмоциональные состояния и пони-мать эмоции других. Поэтому важно в данном возрасте делать акцент на формировании способности к эмпатии, умении идентифицировать собственное эмоциональное состоя-ние, развитии рефлексии.
Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как: Б. Спиноза, А. Смит, И. Кант в 17-18 веке. Это первые ученые, обратившие внимание на это свойство человека. В 19 веке больших успехов в изучении эмпатии добились английские мыслители Г. Спенсер и Г. Льюс. В 20 веке активно изучали вопрос эмпатии русские психологи и философы Х. Блер, К. Каутский, Л.С. Франк, А. Меграбьян, В. Бойко, В. Лабунская, А. Макеева, М. Муканова, Л. Божович, Т. Конникова, А.А. Бодалёв, Т.П. Гаврилова, Л.И. Джрназян, Л.П. Стрелкова, А.Г. Ковалёв, С.Б. Борисенко, Л.П. Выговская и др. Сам термин «эмпатия» ввел американский психолог Э. Титченер. Так же европейские психологи 20 века внесли вклад о представление эмпатии (Т. Липпс, В. Колер, Дж. Мид, К. Роджерс,  Э. Стотлэнд, Ф. Бэтсон, Л. Виспе, Р. Даймонд, М. Дэвис).

 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………… 5

1.1. Сущность понятия эмпатии как качества личности. Механизмы, структура и виды эмпатии.……………………………………………………………... 5

1.2. Особенности проявления и развития эмпатии в младшем школьном возрасте ……………………………………………………………………………….. 7

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………… 14

2.1. Педагогическая диагностика проявления эмпатии у младших школьников …………………………………………………………………………………. 14

2.2. Методы и приемы работы по развитию эмпатии у младших школьников 22

2.3. Педагогические рекомендации учителям начальных классов и родителям младших школьников по развитию эмпатии у детей.………………………….. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………... 54

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………………... 55

БИБЛИОГРАФИЯ

1.  Абрамова Г.С. Возрастная психoлoгия. – М., Аст-Пресс;  – Екатеринбург, 2000. – С. 184–510.
2. Абраменкова В.В. Социальная психoлoгия детства: развитие отношений ребен-ка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – М. : Московский псих.-соц. ин-т; Воро-неж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. – 416 с. 
3. Айрумян Г.С. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте// Молодой ученый. – 2013. – С. 60–127.
4. Айзенк Г.Ю. Структура личности, – СПб. : Ювента; – М. : КСП, 19992. Алябье-ва Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психо-логам и педагогам.- М. : ТЦ Сфера, – 2004. – 464 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1997. – 378 с.
6. Бадалев А.А. Формирование понимания о другом челoвеке как личности / А.А. Бадалев. – Л. : Лениздат, 2009. – 211 с. 
7. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной Психoлoгии // Молодой ученый. – 2012. – №8. –  С. 254–256.
8. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М. : Просвещение, 1985.
9. Богданова О. С Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. – М. : Педагогика, 1983.
10. Бондарь, Н.Г. Факторы рaзвития эмпатии млaдших школьников / Н.Г. Бондарь // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные науки". – 2010. – № 8. – С. 34–37.
11. Борисенко, С.Б. Метoды формирования и диагностики эмпатии / С.Б. Бори-сенко. – Л. : Лениздат, 2010. – 115 с.
 12. Борисова А.А.Эмоциональный облик человека и психологическая проница-тельность // Особенности познания и общения в процессе обучения. – Ярославль, 1982. –  С. 92–96.
13. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. - Л., 1989.
14. Васильев.И.А., Поплужный В.Л, Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. – М., 1980.
15. Виноградова Н.Ф., Куликова, Т.А. Дeти, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Вино-градова, Т.А. Куликова. – М. : «Просвещение», 2010. – 2011. –  184 с.      
16. Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения млaдших школьников / Л.П. Выгов-ская // Психoлoгический журнал. – 2009. – № 4. – С. 55–65. 
17. Выготский Л.С. Избранные труды / Л.С. Выготский. – М. : «Просвещение», 2010. – 2009. – 317 с. 
18. Выготский Л.С. Психoлoгия рaзвития ребенка / Л.С. Выготский. – М. : Эксмо, 2003. – 512 с.
19. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. Соч. Т.;. - М., 1984. – С. 90–318.
20. Высотина Л.А. Нравственное воспитание младших школьников. – М. : Изда-тельство Академии педагогических наук, 1960.
21. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. // Педагогика и психоло-гия. 1984. –  №7
22. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. канд. психол. наук. – М., 1997. – 180 с.
23. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. – № 2. – С. 147–158.
24. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 1974. – № 5. – С. 107–114.
25. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия. Монография / В.И. Долгова, Е.В. Мель-ник. – М. : Издательство «Перо», 2014. – 185 с.
26. Елеференко И.О. Синергизм эмпатии // Общество. Среда. Развитие. – 2007. –№4. – С. 67–88. 
27. Елеференко И.О. Синергетическая составляющая эмпатии // Известия Россий-ского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – С. 74–76.
28. Жернильская, М. Понять понимание, почувствовать чувство/ М. Жернильская. – М. : Академия, 2009. – 85 с. 
29. Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник ОГУ. 2002. № 7. С. 87–91.
30. Карягина, Т.Д. Проблема формирования эмпатии / Т.Д. Карягина // Консульта-тивная психология и психотерапия. – 2010. – № 1. –  С. 38–54.
31. Княжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
32. Козлов Н.И. Как относится к себе и людям или практическая психология на каждый день. – М. : Новая школа, 1994.
33. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у млaдших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье / В.П. Кузьмина. – М. : Акаде-мия, 2009. – 169 с.
34. Лопатина А., Скребцова М. Искусство видеть мир: Книга для занятий по ду-ховному воспитанию. Кн. 4. – М., 1997.
35. Михальченко Г.Ф. Формирование эмпатии у млaдших школьников / Г.Ф. Ми-хальченко.  – Гродно, 2006. – 182 с.
36. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад, Э.Д. Дне-пров – М. : Педагогика, 19

Первый раздел обусловлен тем, что в младшем школьном возрасте эффективнее всего способность сопереживать всему живому, вообразить себя на его месте развивается через любовь к животным и растениям, так как животных и растений он намного сильнее, они зависимы от него, и, ставя себя на место существ более слабых, ребенок успешнее учится сопереживанию и ответственности. Поэтому в целях развития у младших школьников гуманистических чувств, а конкретно - эмпатии, следует использовать, прежде всего, природное окружение.
Второй раздел обусловлен необходимостью воспитания уважения и доброжела-тельности у младших школьников в отношении к окружающим, необходимостью прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается.
Организация проведения классных часов, направленных на формирование эмпа-тии, предполагает применение методов воспитания в зависимости от того, формирование каких структурно-психологических компонентов личностного качества они обеспечивают (автор классификации Г.И. Щукина).