Активизация познавательной деятельности школьников на уроках русского языка в средней школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях модернизации современного образования на первый план выходит личность обучающегося. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время у учащихся наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим объясняется особое внимание педагогов, психологов к разработке методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности обучающихся, с помощью которых будут формироваться умения классифицировать и сравнивать, обобщать и систематизировать, видеть проблему, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Проблемами исследования механизмов развития познавательной активности занимались такие исследователи, как Т. И. Шамова [2], Г. И. Щукина [Щукина,1979], В. С. Ильин [], Л. И. Божович [], А. К. Маркова [Маркова 1990], М. В. Матюхина [], Д. Б, П. И. Пидкасистый [] и другие, структуру познавательной активности изучали Ш. А. Амонашвили [], Т. Л. Павловец [], условия для ее формирования изучали В. Ф. Шаталов, Д. Б. Эльконин [.] и другие. Методы и приемы развития познавательной активности продолжают привлекать внимание современных ученых Е. Э. Магомедова [], З. А. Шамсутдинова [], Н. С. Сосоенко [], Е. В. Цветкова-Омеличева [], Ш. Стамкулова [], Н. А. Мальченко [] и другие.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Лингводидактический аспект активизации познавательной деятельности в учебном процессе
1.1 Понятие познавательной активности в психолого- педагогических исследованиях
1.2 Методы и приемы развития познавательной активности
2 Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках русского языка в 6-х классах средней общеобразовательной школы
2.1 Выявление начального уровня сформированности познавательной активности учащихся 6-х классов
2.2 Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка в 6-х классах
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Опросник А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»
Приложение Б Результаты опроса учащихся 6-х классов по методике А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» на констатирующем этапе психолого-педагогического эксперимента
Приложение В Контрольная работа по разделу «Лексика»
Приложение Г Протокол результатов выполнения контрольной работы по теме «Лексика»
Приложение Д Комплекс упражнений направленный на формирование познавательной активности учащихся 6-х классов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аристова, Л. П. Активность учения школьника / Л. П. Аристова. – Москва : Просвещение, 1968. – 138 с.
2. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников : монография / Т.И. Шамова. – Москва : Знание, 1979. – 96 с. – URL: http://pedlib.ru/Books/4/0353/4_0353-1.shtml.
3. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учебное пособие / Г.И. Щукина. – Москва : Просвещение, 1979. – 160 с. – URL: https://www.studmed.ru/schukina-gi-aktivizaciya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-uchebnom-processe_ ec5e963d701.html.
4. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учебное пособие / Г.И. Щукина. – Москва : Просвещение, 1979. – 160 с. – URL: https://www.studmed.ru/schukina-gi-aktivizaciya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-uchebnom-processe_ ec5e963d701.html (дата обращения: 23.11.2021).
5. Шамова Т. А. Активизация учения школьников. — М. : Педагогика, 1982. — С. 54.
6. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – Москва : Просвещение, 1990. – 192 с. – ISBN 5-09-001744-1. – URL: https://www.studmed.ru/markova-ak-formirovanie-motivacii-ucheniya_384736fc 764.html (дата обращения: 19.11.2021).
7. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. – Москва : Педагогика, 1980. – 240 с. – URL: https://www.studmed.ru/pidkasistyy-pi-samostoyatelnaya-poznavatelnaya-deyatelnost-shkolnikov-v-obuchenii-teoretiko-eksperimentalnoe-issledovanie_ aa723ce2c89.html (дата обращения: 20.11.2021).
8. Павловец, Т. Л. Познавательная активность как предмет психолого-педагогических исследований / Т. Л. Павловец // Пачатковае навучанне : сям’я, дзіцячы сад, школа. – 1997. – № 2. – С. 77–87.
9. Сосоенко, Н. С. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся / Н. С. Сосоенко // Молодой ученый, 2018. – № 4 (190) – С. 218–221. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32372367 (дата обращения: 21.10.2021).
10. Стамкулова, Ш. Психолого-педагогические характеристика процесса совершенствования познавательной активности учащихся / Ш. Стамкулова // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области: Научно-практическая конференция с международным участием (Оренбург, 2017 г.). – Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2017. – С. 703–707. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32611232&pff=1 (дата обращения:12.12.2021).
11. Мальченко, Н. А. Развитие познавательной активности при обучении чтению аутентичных текстов / Н. А. Мальченко // Иноязычное образование в довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации: традиции и инновации: Материалы I научно-практической конференции по актуальным проблемам преподавания иностранных языков в довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации: сборник статей / под общей редакцией Л.С. Красноперовой. – Москва : Издательство «Канцлер», 2017. – С. 398–404. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32267259&pff=1 (дата обращения: 16.01.2021)
12. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика, 1989. – 560 с. – ISBN 5-7155-0035-4. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM#$p1 (дата обращения: 20.06.2021).
13. Шаталов, В. Ф. Путь поиска / В.Ф. Шаталов. – Санкт-Петербург : «Лань», 1996. – 62 с. – ISBN 5-86617-062-0.
14. Сластенин, В. А. Педагогика: Инновационная деятельность [Текст] /
В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 77 с.
Ильин, В. С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В. С. Ильин. – Москва : Педагогика, 1984. – 144 с. – URL: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:15128/Source:default
15. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учебнометодическое пособие / Г. В. Фадина. – Балашов: «Николаев», 2004. – 68 с.
15б. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст ] / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
16. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л. И. Божович; под редакцией Д.И. Фельдштейна. – Москва : Московский психолого-социальный институт, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. – 352 с. – ISBN 5-89502-210-3 (МПСИ), ISBN 5-89395-285-5 (НПО «МОДЭК»). – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_problemy-formirovaniya-lichnosti_2001/go,4;fs,1/
17. Маловичко Денис Анатольевич Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-kak-komponent-tvorcheskogo-samorazvitiya-shkolnika (дата обращения: 23.11.2021).
18. Романова Надежда Ивановна О развитии познавательной активности подростков в современной школе // Вестник ТГПУ. 2007. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-razvitii-poznavatelnoy-aktivnosti-podrostkov-v-sovremennoy-shkole.
19. Иванова, И. В. Активизация познавательной деятельности на уроках
русского языка - Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Минского райисполкома Государственное
20 учреждение образования «Боровлянская средняя школа». 2020. - URL:
http://bor-sch.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=45181, (Дата обращения:05.12 2021)
21. Иванова, Е.Э. Психологические основы активизации
познавательной деятельности учащихся – Педагогический семинар. – URL:
https://nenuda.ru/психолого-педагогический-семинар-психологические-
основы-ак.html,
22. Дементьева, О.М. Особенности познавательной деятельности в
образовательном процессе / О.В. Дементьева // Современные проблемы
науки и образования. – 2017. – № 2.
23. Акиф Гызы Лала Маммадли Проблема формирования познавательной активности учащихся в современной психолого-педагогической литературе // Вестник ТГПУ. 2012. №5 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti-uchaschihsya-v-sovremennoy-psihologo-pedagogicheskoy-literature.
24. Мокшина Н.Г. Критерии сформированности познавательной активности студентов // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика: региональный сб. науч. тр. Вып. 3 / Елабужский государственный педагогический университет.
2006.URL:http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253462955625000/Default.aspx.
25. Учебно-познавательные мотивы и пути их исследования // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В.Давыдова, И.Ломпшера, А.К.Марковой. М., 1982
27. 6. Напольнова Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. — М., 1983 . - 111с.
28. Псарёва С.А. Методика организации учебнопознавательной деятельности учащихся по предмету «Русский язык». – М.: Просвещение-АСТ, 2003. – 320
29. Бородатый В.П., Козлова Г.Н., Шляхова Л.С. Применяем активные методы обучения // Вест. высш. шк. 2003. - №1. - 240 с.30Полякова, Н. Н. Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка / Н.Н. Полякова // Научный вестник Крыма, 2017. – №2 (7). – С. 1-4. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-na-urokah-inostrannogo-yazyka/viewer (дата обращения: 15.12.2021 г.).
31. Министерство образования и науки РФ. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // Минобрнауки РФ : сайт. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/543/ (дата обращения: (20.12.2021).ФГОС)18с.;
32. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся
на уроках [Текст] / Б. П. Есипов – М. : Учпедгиз, 1961. – 239 с.;
33. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] : Теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый –М. : Педагогика, 1980. – 240 с.
34. Половникова Н. А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: дис. … д-ра пед. наук, Казань, 1976. 483 с.
35. Коротяев Б.И. Избранные педагогические сочинения: в 4-х т. Т. 1. –
Луганск: Альма-матер, 2006. – 480 с.
36. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. – М., 1981.
Таким образом, на констатирующем этапе было выявлено, что 33% опрошенных учащихся 6 «Б» класса имеют тенденцию к мотивации на неудачу, у 40% обучающихся мотивационный полюс не выражен, лишь у 27 % имеется тенденция к мотивации успеха. У ученика 9 самый низкий показатель, по результатам опроса он имеет мотивацию на неудачу. Результаты опроса показали, что тенденция мотивации успеха наблюдается только у 18% учащихся и лишь 1 участник имеет мотивацию на успех.
В 6 «Г» классе по итогам опроса мотивация успеха несколько выше. Так, учеников, имеющих мотивацию к неудаче, выявлено не было. Тенденцию к мотивации на неудачу имеют 17% обучающихся, у 37% мотивационный полюс не выражен. Отметим, что четверть учащихся показали наличие тенденции мотивации к успеху, а пятая часть опрошенных мотивацию успеха.
Из этого следует, что уровень познавательной активности в обоих классах недостаточно высокий и нуждается в значительной коррекционной работе, учителям, психологам, социальному педагогу необходимо искать способы его повышения. Такой уровень свидетельствует о неуверенности многих учащихся при выполнении заданий, низком уровне самооценки, такая низкая мотивация свидетельствует и о низкой познавательной активности многих учеников.
Для выявления уровня сформированности познавательных умений у учащихся 6-х классов была проведена контрольная работа по разделу «Лексика» длительностью 45 минут, состоящая из 8 заданий. Задания были направлены на проверку сформированности умений обобщать, систематизировать, исключать лишнее и определять значение терминов. Контрольная работа представлена в приложении В.