Формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей дошкольного возраста
Введение
В настоящее время остро стоит вопрос повышения качества образования в Республике Казахстан. Система образования направлена на воспитание активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям и принимать нестандартные решения. Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования, поэтому важно развивать познавательную деятельность дошкольников, охватывая все стороны образовательного процесса.
Исследовательские навыки с сильными стимулирующими и регулирующими возможностями способствуют эффективному развитию ребенка как субъекта познавательной деятельности. С самого рождения каждый ребенок является исследователем и стремится познать окружающий мир. В основном это развитие исследовательских активности, которые удовлетворяют потребности дошкольников в познании чего-то нового. Однако ребенок учится не только получать информацию, но и использовать полученные знания. Проблема развития исследовательских активности дошкольников изучалась в контексте организации различных видов деятельности такими педагогами как Л.И. Божович Д.Б. Годовикова, Т.И. Зубкова, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова Т.И. Шамова, Г.И. Щукина.
Все это определяет актуальность нашей дипломной работы. Для развития исследовательских активности у дошкольников необходимо знать особенности их формирования в ходе эксперимента и уметь их правильно использовать.
Таким образом, содержание дошкольного образования должно предусматривать формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования в дошкольном классе.
На основании изложенного нами выявлено противоречие между необходимостью формирования исследовательских активности у детей предшкольного класса и недостаточным использованием в экспериментирования в условиях дошкольного образования.
Содержание
Введение………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические основы формирования исследовательских активности детей предшкольного класса в процессе экспериментирования…….. 5
1.1 Сущность и содержание понятия «исследовательская активность» в психолого-педагогической литературе……………………………….. 5
1.2 Формирования у детей предшкольного класса исследовательских активности …………………………………… 7
1.3 Особенности проявления исследовательской активности у детей предшкольного класса в процессе экспериментирования……………. 9
2 Экспериментальная работа по формированию у детей предшкольного класса исследовательской активности в процессе экспериментирования ……………………………………………….. 13
2.1 Выявление уровня сформированности у детей предшкольного класса исследовательской активности…………………………………. 13
2.2 Содержание и организация работы по формированию исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования…………………………………………………. 21
2.3 Определение результативности работы по формированию исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования ………………………………………………….. 26
Заключение……………………………………………………………… 32
Список использованных источников…………………………………... 33
Список используемых источников
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В.. - СПб.: Питер, 2017. - 480 c.
2. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 c.
3. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2013. - 510 c.
4. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзаме / Н.А. Виноградова. - М.: Форум, 2012. - 256 c.
5. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; Под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2012. - 256 c.
6. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
7. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
8. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учебное пособие / Л.А. Головчиц. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 320 c.
9. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие / Л.А. Головчиц. - М.: КДУ, 2013. - 320 c.
10. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика / Л.А. Головчиц. - М.: КДУ , 2013. - 320 c.
11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2011. - 224 c.
12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. - М.: Academia, 2017. - 288 c.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 416 c.
14. Козлова, С. А. Педагогика предметной деятельности детей раннего и дошкольного возраста / С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2020. – № 2. – С. 4-9.
15. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 202 с.
16. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 96 с.
17. Кондратьева, Н. Л. Педагогика Марии Монтессори в отечественном дошкольном образовании / Н. Л. Кондратьева, Е. С. Рычагова // Педагогика Монтессори в современной России : Сборник статей к 150-летию со дня рождения Марии Монтессори / Под общей редакцией К.Е. Сумнительного. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. – С. 8-25.
18. Кочетова, Т. В. Современные технологии в работе с детьми раннего возраста / Т. В. Кочетова, С. В. Павлюкова // Инновационные подходы в современной науке : борник статей по материалам LXXX международной научно-практической конференции, Москва, 20 октября 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2020. – С. 22-27.
19. Крежевских, О. В. Интерпрофессиональное образование педагога дошкольного образования : монография / О. В. Крежевских. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 159 с.
20. Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды ДО : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.
21. Куликовская, И. Э. Теоретические основы дошкольного образования : Учебник / И. Э. Куликовская, Р. М. Чумичева, А. Ю. Белогуров. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. – 170 с.
22. Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Курочкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 134 с.
23. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики / Н.В. Микляева. - М.: Владос, 2008. - 263 c.
24. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2016. - 320 c.
25. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
26. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
27. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Академия, 2008. - 304 c.
28. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева. - М.: Academia, 2017. - 576 c.
29. Титов, В.А. ВПС: Дошкольная педагогика. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Приор, 2002. - 192 c.
30. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, МПСУ, 2013. - 256 c.
В начале занятия воспитатель сказал: «Когда мы с вами пели дружно песню и держались за руки, мы передавали друг другу хорошее настроение. У меня в руках мячик и сейчас мы будем передавать каждому из вас, что бы каждый сказал о себе и о своих друзьях самые хорошие слова. Я говорю: мои дети очень умные и передаю мяч следующему (каждый ребёнок высказывает хорошие слова). Теперь у всех нас стало очень хорошее настроение. Ребята к нам пришло видео письмо. Как вы думаете от кого оно? Хотите узнать? Давайте посмотрим! Здравствуйте, ребята, меня зовут профессор Почемучкин. Скоро у нас состоится научная конференция, по теме
«Исследуем и экспериментируем». Просим вас принять в ней участие, для этого необходимо выслать свои увлекательные опыты. Скажите, вы согласны принять участие в конференции? Я заранее пригласила оператора, который сделает видеозапись наших увлекательных опытов. Как вы думаете: что такое конференция? Давайте и мы с вами проведём свою конференцию. Первый вопрос нашей конференции: как вы думаете, для чего люди проводят опыты и эксперименты? Вы знаете, что такое лаборатория? Скажите, что такое воздух и можно ли его увидеть? Как можно доказать?». Стефания М. и Саша К. легко сказали, что такое воздух, но затруднились с ответом на вопрос, как можно доказать эту информацию.
Воспитатель продолжил: «У нас имеется три лаборатории: 1 – лаборатория, где проводятся опыты с воздухом; 2 – лаборатория, опыты с магнитом; 3 – лаборатория вулканологов по изучению вулканов. Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу 1 – лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного. Чтобы принимать участие в экспериментировании, надо знать правила лаборантов, назовите их: Вы много сказали о воздухе, а сейчас мы проверим ваши высказывания с помощью опытов. Возьмите целлофановый пакет, в нем, что-то есть? Взмахните им и начните сворачивать. Отчего, пакет стал выпуклым? Какой мы можем сделать вывод? Вывод: Раз пакет стал выпуклым, значит, в нём есть воздух. Воздух состоит из различных газов, кто знает из каких? Посмотрите на картинку и скажите, что на ней изображено? Внутри шара находится газовая тарелка, которая нагревает воздух. Почему поднимается вверх воздушный шар? Давайте проверим и узнаем, что произойдёт с воздухом при нагревании. Для этого мы возьмём контейнер с горячей и холодной водой и пластмассовую бутылку. Оденем воздушный шарик на бутылку и поставим в горячею воду, что мы видим? А теперь в холодную воду, что произошло с шариком? Как вы думаете, почему при нагревании шарик надулся, а при охлаждении сдулся?». Вместе с Катей К., Зарина Г. мы сделали вывод: «При нагревании воздух расширяется, ему надо больше пространства и становится легче, а при охлаждении сжимается и становится тяжелее».