Использование игротерапии как метод преодоления тревожности у детей с задержкой психического развития

Цель дипломной работы изучить проявление тревожности и страхов у детей с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации и возможность их коррекции посредством игротерапии
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
20.07.2022
Объем файла
219 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В наши дни рождается все больше и больше детей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы резко уменьшилось число здоровых детей. Все большее количество детей, поступающих в школу, имеют такой диагноз, как задержка психического развития (ЗПР). Анализ различной научной литературы показал, что недостаточно заниматься изучением только эмоционального мира детей.
Но нужно еще и изучать его взаимоотношения с близким ему окружением, с родителями. Ведь эмоциональное общение – это ведущий вид деятельности детей на первой ступени его развития (Я. Л. Коломенский, А. Д. Люблинская).
Е. В. Новикова, А. И. Захаров и Б. Филлипс проводили исследования в области тревожности и страхов, в которых доказали, что возникали эти два состояния, тогда, когда за их развитие отвечала именно семья ребенка. Игротерапия в коррекции тревожности и страхов очень важна, т.к. именно в игре у ребенка создается первое впечатление об окружающем его новом и не

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ………………………….........................................................
1.1. Тревожность и страхи как психологические проблемы....................
1.2. Психологические особенности проявления тревожности и страхов у детей с задержкой психического развития……………………………….
1.3. Характеристика сложных жизненных ситуаций как негативных факторов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ... 23
2.1. Методы и методики изучения тревожности и страхов у детей дошкольного возраста.....................................................................................
2.2. Характеристика контингента испытуемых и базы исследования.........
2.3. Результаты экспериментального изучения тревожности и страхов у детей с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации……………….......................................................................
ГЛАВА 3. ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ.....……………………………....
3.1. Игротерапия как метод работы по коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.......…..............................
3.2. Составление коррекционной программы по преодолению проявлений тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации…………………....................................................................................
3.3. Анализ динамики проявлений тревожности и страхов у детей с

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамян, Л. А. Игра дошкольника [Текст] / Л. А. Абрамян ; под ред. С. Л. Новосѐлова ; сост. Е. В. Зворыгина. – М. : Просвещение, 1998. – 284 с.
2. Авдеева, Н. Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов [Текст] / Н. Н. Авдеева, Ю. А. Кочетова // Журнал «Психологическая наука и образование». – 2008. – № 4. – С. 38-39.
3. Акопян, Л. С. Особенности преодоление страхов у детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. С. Акопян // Журнал «Образование и саморазвитие». – 2010. – № 17. – С. 214-218.
4. Андерсон, С. В. Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. В. Андерсон // Международный научный журнал «Молодой ученый». – 2016. – № 5. – С. 2-4.
5. Астапов, В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Текст] / В. Н. Астапов // Психологический журнал. – 2002. – Т. 13. – № 5. – 218 с.
6. Белякова, Л. И. Заикание [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова ; под ред. В. А. Секачева. – М., 1998. – 304 с.
7. Богоусловская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] : книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с.
8. Большая всемирная студенческая библиотека [Электронный ресурс]. – URL : http://studopedia.su/4_7874_lektsiya.html (дата обращения: 21.12.2017).
9. Вачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И. В. Вачков. – М. : Ось-89, 2001. – 144 с. 10. Володина, С. А. Сборник заданий и упражнений по возрастной
79
психологии [Текст] : учебное пособие / С. А. Володина, И. А. Горбенко. – М. : МПГУ, 2017. – 120 с.
11. Воспитательная работа [Электронный ресурс]. – URL : https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/11/27/kartoteka psihologicheskih-igr-i-uprazhneniy-dlya-detei (дата обращения: 27.12.2017).
12. Головин, С. Ю. Словарь

1. Бельчонок ударился об землю и умер; 2. Бельчонок остался один на земле и умер от холода (голода); 3. О бельчонке все забыли; 4. Бельчонка утащили волки (лиса, медведь); 5. Бельчонок так и остался на земле, потому что он еще маленький и слабенький. Ответы детей показывают, какие у него взаимоотношения с родителями, чего ребенок опасается и боится, чего ему не хватает в семье [22]. С целью выявления тревожного ребенка используется также опросник Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко. Где основным методом является – наблюдение, сплошное или опосредованное, т. е. беседа. Беседа проводится с ближайшим окружением ребенка, с тем, с кем ребенок проводит больше всего времени (мама, бабушка, папа, воспитатель и т. д.). Опросник включает в себя следующие вопросы: 1. Не может долго работать, не уставая; 1. Ему трудно сосредоточиться на чем-то; 2. Любое задание вызывает излишнее беспокойство; 3. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован; 4. Смущается чаще других; 5. Часто говорит