Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Цель исследования: изучение состояния моторики, фонетико-фонематической системы речи у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, разработка содержания коррекционной работы, проведение обучающего эксперимента и проверка эффективности коррекционной работы
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
20.07.2022
Объем файла
134 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2720 руб.
3400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема псевдобульбарной дизартрии значительно развивается в различных направлениях: в психолого- педагогическом, нейролингвистическом, клиническом.
Особенно детально в своих трудах ее описывали К.А. Семенова, М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская, и др. [6]
Актуальность проблемы обусловлена в первую очередь распространенностью псевдобульбарной дизартрии. По статистике наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%).
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии - одно из наиболее часто встречаемых в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущим в структуре дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения и просодики.
Вопросами изучения легкой степени псевдобульбарной дизартрии занимались такие авторы как: О.В. Правдина, Е.Ф. Архипова, М.С. Маргулис, Г.В. Чиркина, и др. Нарушения фонетической - фонематической стороны речи негативным образом сказывается на фонологической систе

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………….
1.1 Онтогенез фонетико-фонематической системы речи у младших школьников в норме……………………………………………..………….
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии…………………………..
1.3 Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии……………
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………………………………………….
2.1 Организация и методика исследования моторики и фонетико- фонематической системы речи у детей младшего школьного возраста...
2.2 Анализ результатов исследования моторики и фонетико- фонематической системы речи детей младшего школьного возраста…
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ………………………………
3.1 Теоретическое обоснование и принципы работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
3.2 Содержание логопедической работы по коррекции фонетикофонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии………………
3.3 Контрольный эксперимент и анализ его результатов……………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва: АСТ: Астрель, 2007. 280 с.
2. Белякова, Л.И. Заикание: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л. И. Белякова, Е.А. Дьякова. - Москва: В. Секачев, 1998. 304 с.
3. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия: учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - Москва: ВЛАДОС, 2009. 287 с.
4. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А.И. Богомолова. - Санкт-Петербург: Библиополис, 2018. 190 с.
5. Борозинец, Н.М. Логопедия. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия: учебное пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова, М.В. Колокольникова. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. - 203 c. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/69396.html (дата обращения: 28.11.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
6. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. 0 Москва: АСТ Астрель, 2005. 220 с.
7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи: вопросы дифференциальной диагностики: учеб.- метод. пособие / Г.А. Волкова. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 133 с.
8. Волкова, С.В. Предпосылки фонематических расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга различного генеза / С.В. Волкова // Специальное образование. – 2016. – № 2. С. 29-38.
9. Воробьева, В.К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - Москва: АСТ: Астрель. 2006. 158 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Москва: Лабиринт, 2009. 352 с.
11. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - Москва: Просвещение, 1995. 126 с.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 160 с.
13. Дошкольная дефектология. Ранняя

Случается, что у ребенка звуки одной фонетической группы сменяются, звуки иной - искажаются. Данные нарушения называются фонетико-фонематическими. При присутствии большого количества числа дефектных звуков у ребят с ФФНР нарушается слоговая конструкция слова, а также произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть - они говорят «катиль» или же «катеть», взамен велосипед - «сипед» [2].
У ребят с ФФНР трудность состоит в сосредоточении интереса, они зачастую отвлекаются. Этим ребятам нелегко дается запоминание речевого материала. Можно заметить множество ошибок в речевом материале [3].
Наиболее популярным и основным диагнозом в структуре речевого дефекта при ФФНР, является - псевдобульбарная дизартрия.
Псевдобульбарная дизартрия - это патология речи, обусловленная нарушением иннервац