Использование аудиовизуальных средств для активизации познавательной деятельности школьников на уроках литературы при изучении поэзии военных лет
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
В условиях реализации ФГОС основного общего образования устанавливаются определенные требования к предметным результатам изучения литературы в основной школе. Особое значение приобретает осознанное чтение и изучение литературы, способствующее дальнейшему развитию личности. Одной из задач обучения литературе, как средству познания мира, гармонизации отношений человека и общества, становится формирование у учащихся потребности в систематическом чтении.
Литература как одна из основных национально-культурных ценностей народа и особый способ познания жизни предполагает развитие у шк
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1.Теоретические основы использования аудиовизуальных средств на уроках литературы
1.1. Общая психологическая характеристика учащихся младшего и старшего подросткового возраста…………………………………………………………10
1.2. Понятие «аудиовизуальные средства обучения» и их классификация ……………….………………………………………………....17
1.3. Место аудиовизуальных средств в современной системе обучения……23
1.4.Методика работы с аудиовизуальными средствами на уроках литературного чтения………………………………………………………… ..28
Выводы по первой главе ……………………………………………………..41
ГЛАВА 2. Практическое применение аудиовизуальных средств обучения
2.1. Место поэзии военных лет в образовательном процессе………………..42
2.2. Педагогическая диагностика заинтересованности военной прозой школьниками 5-9 классов……………………………………………………….46
2.3. Оценка эффективности использования аудиовизуальных средств обучения при изучении поэзии военных лет……………………………….….52
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на активизацию познавательной деятельности школьников на уроках литературы……………..65
Выводы по второй главе…………………………………………………… ...69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………73
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..…79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2009.- 624 с.
2. Абрамов А. Общероссийская патриотическая идеология: какой ей быть? // Патриот Отечества. - 2004. - № Ю. - с. 16-17.
3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
4. Алферов А.Д. Психология развития школьников – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001
5. Афанасова И.М., Певчева Т.В. Исследование проявлений патриотизма как духовной ценности у учащихся современной школы // Отечественная педагогическая культура в национально-региональном компоненте образования, 2004.
6. Ахметов, Б.С. Особенности построения информационной образовательной среды в вузе // «Применение новых технологий в образовании». Сб. материалы ХIII международ. конф. – Троицк: ФНТО «Байтик», 2002. – С. 15 – 16.
7. Батакова Е.Л. Интерактивные средства обучения как часть электроннообразовательных ресурсов / Е.Л. Батакова // Вестник ТГПУ. – 2016. – №1. – С. 105 – 108
8. Беляев М.И. Теория и практика создания образовательных электронных изданий / М.И. Беляев, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, В.П. Демкин и др. – Москва: РУДН, 2003. – 241 с.
9. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Издательство института профессионального образования Министерства образования России, 1995. – 336 с.
10. Благодарова О. Ю. Форма интерактивного образования — диалоговое обучение // Молодой ученый. — 2016. — №7.3. — С. 6-8.
11. Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы – М. 1986.- 112 с.
12. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275—304. — 400 с.
13. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений – М.: Издательский Центр «Академия», 2009
14. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе / А. Быков // Воспитание школьников. -2006. - № 5,- с. 4-7.
Презентации можно классифицировать по разным параметрам:
иллюстративные и проблемные;
фрагментарные и целостные;
для освещения нового материала, для повторения, для проведения упражнений.
Учебные телепередачи. Дидактические возможности учебного телевидения обусловлены огромными аналитико-синтетическими возможностями, которые делают управляемым сам процесс восприятия. На экране учебная информация подается постепенно, по кадрам, имеется возможность показывать часть объекта, укрупнять рассматриваемые детали, объяснять какой-либо процесс или явление схематическими мультипликациями, сопоставлять изображение процесса и его объяснение.
Весьма успешным может быть использование телевизионных учебных передач на уроках литературного чтения для подачи нового материала, для систематизации и обобщения знаний.
Эффективным видом обобщения можно считать такой, при котором перед учащимся открываются общие приемы умственной работы; их применение к решению конкретных