Логопедическая работа по коррекции просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами
Введение
Важнейшей задачей воспитания и обучения дошкольных образовательных учреждений является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к школе, что предполагает речевое, когнитивное и психомоторное развитие ребенка в присущих для данного возраста видах деятельности.
Основной функцией становится общение. Для этого используются различные единицы речи: текст, предложение, слово в их лексическом и грамматическом значениях. Языковые значения передаются при помощи разнообразных просодических компонентов речи: интонации, речевой мелодии, временных и тембровых характеристик, ритма, паузы (А.Н. Гвоздев, 1949; А.В. Реформатский, 1969; Л.Р. Зиндер, 1979; И.Г. Торсуева, 1979; Л.В. Бондарко 1982; Е.И. Диброва, 2002 и др.).
В настоящее время среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Данная речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявл
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Научно-теоретические аспекты изучения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
1.1. Онтогенетические особенности развития просодической стороны речи у детей
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией
1.3. Нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
2.1. Методы и приёмы изучения состояния просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
2.2. Цели, задачи, организация констатирующего эксперимента
2.3. Результаты экспериментального изучения состояния просодической организации речи у детей с речевой патологией и у детей с нормальным речевым развитием
Выводы по 2 главе
Глава 3. Логопедическая работа по коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
3.1. Принципы, задачи, организация логопедической работы
3.2. Методы и приемы коррекции просодической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента
Выводы по 3 главе
Заключение
Библиографический список
Библиографический список
Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями : монография [Текст]. – М. : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. — М. : АСТ : Астрель, 2010. — 254 с.
Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2007. – 331 с.
Бабина, Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе [Текст] / Г.В. Бабина // Вопросы логопедии / под ред. Ф.А. Самсонова, С.Н. Шаховской. – М., 1979. – С. 15-27.
Барышникова, К.К. О просодических единицах речи [Текст] / Экспериментальная фонетика. - Минск, 1972. - С.3 - 17.
Барышникова, С.М., Козлова, Е.В.Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ [Текст] // Логопед. 2006, №4, стр. 21.
Белякова, Л.И., Волоскова, Н.Н. Логопедия. Дизартрия. [Текст] - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.-287 с.
Белякова, Л.И., Филатова, Ю.О. Диагностика речевых нарушений [Текст] // Дефектология. -2007. №3
Блохина, Л.П. Методика анализа просодических характеристик речи : Метод. рекомендации. [Текст] - М. : МГПИИЯ им. М. Тореза, 1982. - 75 с.
Блохина, Л.П. Просодические характеристики речи. Лаборатория экспериментальной фонетики и психологии речи [Текст] / Л.П. Блохина, Р.К. Потапова. - М., 1970.-72 с.
Бондарко, Л.В. Основы общей фонетики : учеб. пособие [Текст] / Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина. – СПб. : Философский факультет СПбГУ ; М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
Боскис, Р.М. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте [Текст] / Р.М. Боскис, Р.Е. Левина // Советская педагогика – 1938 - №6 .- с. 144 - 153
Брызгунова, Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка : учеб. пособие [Текст] – М. : Издательство Московского университета, 1963. – 308 с.
Бутенко, Е.К. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией [Текст
Дети со стертой дизартрией не могут акцентировано произносить определенное слово в предложении.
При восприятии на слух фразы с утрированным логическим ударением дети часто не выделяют акцентированного слова. При обследовании модуляций голоса по высоте и силе, также отмечаются некоторые трудности. Не удается интонировать мелодии (на материале гласных) снизу вверх и сверху вниз. В ряде случаев не удается изменить силу голоса. В целом диапазон голоса у детей со стертой дизартрией сужен (в пределах 3-4 тонов).
Причина нарушения голоса при стертой дизартрии кроется в патологии эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Из-за паретичности, некоторой ограниченности произвольных движений голосовых складок мышц диафрагмы возникают нарушения, которые относятся к эфферентному звену. Афферентная патология проявляется в недостаточности кинестетического анализа, в нарушении проприоцептивной импульсации от органов голосообразования и дыхания.
Выводы по 1 главе