Экспериментальное изучение произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире одним из важных условий является полноценное и всестороннее развитие ребенка, хорошо развитая речь. Чем правильнее речь у детей, тем больше для них создается возможностей для познания окружающего мира. Лучше складываются отношения со сверстниками, взрослыми. Значительно быстрее происходит психическое развитие.
На данный момент, одной из наиболее распространённых патологий у детей считается нарушение речи. Данная категория детей составляет 40 - 60% в массовых детских садах, частью дефектов которых, является такая патология как псевдобульбарная дизартрия. В первую очередь при дизартрии страдает произносительная сторона речи, связанная с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора, а также с нарушением иннервации мышц речевого аппарата.
Это обусловлено тем, что в пренатальный, натальный и постнатальный периоды отмечается высокий процент возникновения различных органических патологий нервной системы (в результате родовых травм, опухолей, энцефалита и интоксикации). В период беременности часто встречается патология вынашивания, в период родов – родовые травмы.
Вопросом изучения псевдобульбарной дизартрии занимались такие ученые как: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многие другие.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................................. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Основные понятия произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста........................................................................................... 6
1.2 Онтогенез произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в норме............................................................................. 10
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией...…………………....15
1.4 Особенности произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией................................. 20
1.5 Методика обследования произносительной стороны речи................. 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Организация и принципы логопедического исследования детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
2.2 Содержание методики экспериментального исследования
2.3 Анализ экспериментального исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................................... 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) [Текст] / В. И. Бельтюков. — М. : Педагогика, 2015. — 176 с.
2. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2019. — 287 с.
3. Богомолова, А. И. – Нарушение произношения у детей [Текст] / А. И. Богомолова. — М. : Просвещение. – 2017. – 208 с.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 2016. – 256 с.
5. Винарская, Е. Н. раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. [Текст] / Е. Н. Винарская. – М. : Просвещение. – 2018. – 160 с.
6. Волкова, Л. С. Логопедия. [Текст] / Л. С. Волкова. – М. : ВЛАДОС. – 2018. – 703 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М. : АПИ РСФСР, 2017. – 471 с.
8. Дьяченко, О. М. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] : сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева [и др.]. — М. : Междунар. Образоват. и Психол. Колледж, 2016. — 144 с. : ил. — (Психология дошкольника).
9. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. –– М. : Академия педагогических наук, 2018. — 370 с.
10. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] : пособие для логопеда / Г. А. Каше. — М. : Просвещение, 2016. — 207с.
11. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Акад.пед.наук; Под ред.Р.Е.Левиной. — М. : Просвещение, 2018. — 367 с.
12. Левина, Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями [Текст] / Р.Е.Левина.—М. : Просвещение, 2016.—308 с.
13. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] : Кн. для воспитателя дет. сада. / А. И. Максаков — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 2018. — 159 с.
14. Маркова, А. К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей страдающих алалией [Текст] / А. К. Маркова – М.: В СПб. "Специальная школа" 2019 г. выпуск № 3
15. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2018. – 240 с.
16. Основы логопедии по звукопроизношению [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова [и др.]; под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 200 с.
17. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019. – 400 с.
18. Правдина, О.В. Логопедия [Текст]: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
19. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / В. И. Селиверстов. –– М. : ВЛАДОС, 2017. — 46 с.
20. Семенова, К. А. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии [Текст] / Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, М. Я. Смуглин ; под ред. Л.С. Волковой. — М. : Просвещение, 2018. — 237 c.
21. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей [Текст] : Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М. : Профессиональное образование, 2017. – 232 с.
22. Хватцев, М. Е. Логопедия. [Текст]: Пособие для студентов пед. институтов и учителей спец. школ. / М. Е. Хватцев – М. : Учпедгиз, 2019. — 476 с.
23. Черемисина, Н.В. Законы и правила русской интонации [Текст] / Н. В. Черемисина – М., 2018. — 120 с.
24. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей [Текст] : Пособие по диагностике речевых нарушений / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Российская и др.; Под ред. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М. : АРКТИ, 2016. — 240 с.
25. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. [Текст] / Д. Б. Эльконин – М. : Издательство академии педагогических наук РСФСР.– 2018. — 116 с.
Чаще всего псевдобульбарная дизартрия диагностируется после пяти лет. Дети направляются на консультацию к невропатологу, для уточнения или подтверждения диагноза. Где ребенку назначается лечение.
На мой взгляд: «Прежде чем переходить к обследованию, нужно настроить с ребенком контакт, задать пару вопросов, например как его зовут и в ответ представиться самому. Спросить его про увлечения, чтобы ребенок был уверен, что вы не желаете ему плохого, и он доверился вам. Тем самым вызвав у него положительный настрой на обследование».
Главные задачи для логопеда: «Для логопеда одним из главных задач, является сделать правильное и точное заключение. Выявить какой это случай: логопедический или проблема с речь это вторичный фактор. Для этого логопед, должен владеть огромной системой знаний об анатомии, физиологии органов слуха и речи, нейрофизиологии, неврологии, психологии и психолингвистике и, конечно же, о коррекционной педагогике».
Общение с родителями: «Когда логопед знакомится с родителями, необходимо правильно обозначит проблему, сказать, что нужно ребенку и как ему в этом помочь. Какие будут последствия, если этого не делать. Ведь для улучшения правильного произношения, очень важна постоянная работа, кто как не родители смогут помочь ребёнку закреплять материал, который отработал с ним логопед».