Храмовая архитектура Омска дореволюционного периода
ВВЕДЕНИЕ
Длительное время архитектура занимала магистральное место в искусстве, любой даже самый далекий от мира искусства человек сталкивается с ней ежедневно. Очевидно, что одни из самых значительных архитектурных свершений создавались в рамках архитектуры религиозной, будь то храм, собор или часовня. Храмовые постройки, помимо религиозного назначения, несли в себе функцию института социального, становились центром жизни и центром городского пространства, поэтому сложно переоценить их влияние на культуру. Множество храмовом дореволюционной эпохи не сохранили свой изначальный вид, либо не сохранились вовсе. Актуальность данной работы заключена в исследовании первоначального облика города Омска. Определенно можно сказать, что без реконструкции храмов невозможно по достоинству оценить культурное наследие.
Целью данной курсовой работы является анализ храмовой дореволюционной архитектуры Омска. В соответствии с целью сформулированы следующие задачи работы:
● Восстановить исторический аспект развития и генезис храмовой архитектуры Омска.
● Установить и описать первоначальный облик храмов.
● Исследовать связь храмовой архитектуры и социума.
Предмет исследования – дореволюционная архитектура Омска.
Для написания курсовой работы были использованы научные труды Лебедевой Н. И., Палашенкова А. Ф., а также дореволюционные справочники Омской Епархии за авторством Голошубина И., Скальского К.Ф
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ 4
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ И АНАЛИЗ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ 5
2.1. Воскресенский военный собор 5
2.2. Ильинская церковь 8
2.3. Свято-Никольский войсковой казачий собор 10
2.4. Крестовоздвиженская церковь 14
2.5. Часовня Иверской иконы Божией Матери 16
2.6. Успенский кафедральный собор 17
2.7. Церковь Параскевы Пятницы. 20
2.8. Церковь во имя Святого Михаила Клопского 22
2.9. Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" 24
2.10. Троицкий храм 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Голошубин И. Справочная книга Омской епархии / И. Голошубин // Храмы Омска : справочник - Омск: Иртыш, 1914. – С. 17-34.
2. Лебедева Н. И. Города Азиатской России во время пребывании в них Ф.М. Достоевского : Тобольск и Омск / Н.И. Лебедева // Культурологические исследования в Сибири. – 2002 – № 2 (8). – С. 45-53
3. Лебедева Н.И. Памятники культового зодчества в динамике культурно-исторических реалий XX века : дис. ... канд. исторических наук / Н.И. Лебедева : 07.00.02 / Ом. гос. ун-т. – 2000. – С. 79-80.
4. Лебедева Н.И. Памятники истории и культуры Омской области. / Н.И. Лебедева // Архитектура церквей Омска в XVIII - начале XX вв : монография – Омск, 1995. – С. 98.
5. Лебедева Н.И. Омские храмы / Н.И. Лебедева // Известия Омского государственного историко- краеведческого музея. – 1993 – № 2. – С. 100.
6. Черноок С. Никольский Казачий собор : храм эпохи классицизма / С. Черноок // Элитная недвижимость в Омске. – 2005 – № 9. – С.19-20
7. Палашенков А. Ф. Памятники и памятные места Омска и Омской области / А. Ф. Палашенков // Казачий Никольский собор : монография – Омск, 1967. – С. 45-46.
8. Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии : справочник / К. Ф. Скальский - Омск: Типография А.К. Демидова, 1900. – С. 39.
В разные годы в храме размещались детский сад, клуб строителей им. Степана Халтурина. По воспоминаниям омичей, в годы Великой Отечественной войны в здании размещался проектно-монтажный институт, затем конструкторское бюро Туполева и амбар, в 1940-е – 1950-е гг. - кинотеатр «Победа». Позднее здание занимали управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикации, спортивный комитет. По некоторым источникам, с 1966 г. здание не эксплуатировалось.
Впервые оценку Никольского собора как памятника архитектуры дал в декабре 1924 г. В. В. Барышевцев, член комиссии по охране памятников Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. Он отметил, что собор Сибирского казачьего войска, построенный в стиле русского ампира, отличается гармонией пропорций, а по ясности и чистоте классического стиля является одним из лучших сооружений подобного рода в Сибири. В Историческом архиве Омской области сохранился документ с оценкой храма омским краеведом А. Ф. Палашенковым, который с болью писал: «Остановлюсь на одном, с большой трагической судьбой архитектурном памятнике. Имею в виду Казачий Никольский Собор в Городском саду, являвшийся самым лучшим архитектурным памятником нашего города, нужно было гордиться и радоваться его наличием здесь, у нас… Всюду созданные по… проектам [В. П. Стасова] здания находятся на союзной государственной охране. И только мы сорвали кровлю с чётко очерченного купола стасовского творения, разрушили на стройной, лёгкой колокольне верхние ярусы с красивым шпилевидным завершением, сломали торжественный западный вход… И смотрят с большим укором на нас обесславленные стены Казачьего собора».