Обучение конструированию детей дошкольного возраста с нарушением зрения

В данной ВКР подобраны методики и исследована конструктивная деятельность дошкольников с нарушением зрения. Разработана программа по формированию обучения конструированию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.10.2022
Объем файла
809 Кб
Количество страниц
99
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Современная концепция формирования осознанного и произвольного отношения ребёнка к реальности выдвигает на первый план идею о том, что дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными формами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства, сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер. И такое развитие, как указывают Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, происходит в присущих дошкольнику игровой, изобразительной, конструктивной деятельностях [4, 19, 62].
Своеобразие развития и формирования конструктивной деятельности детей с нарушением зрения раскрыты в исследованиях Л.И. Плаксиной [38]. Она показала компенсаторную роль памяти, речи, мышления, организации деятельности по определённому плану в преодолении трудностей, возникающих у детей с данной патологией при овладении конструированием.
В целом, зрительные нарушения осложняют формирование реальных представлений и восприяти

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 6

1.1. Понятие конструктивной деятельности в психолого-педагогической литературе……….6

1.2. Особенности конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения 13

1.3. Проблема развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения в условиях реализации требований ФГОС дошкольного образования……........18

Выводы по первой главе 27

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ……. 29

2.1. Описание организации и методик исследования 29

2.2. Анализ результатов исследования конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения 36

2.3. Программа формирования обучения конструированию детей дошкольного возраста с нарушением зрения 45

2.4. Сравнительные результаты до и после реализации формирующей программы ..57

Выводы по второй главе 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Астапов, В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие для вузов / В.М. Астапов. -3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 161 с. ‒ Текст: непосредственный.

2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в дошкольном возрасте.  - М.: Просвещение, 2008. - 464 с. 

3. Быкова, Е.А. Технология составления коррекционно-развивающих программ: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по психолог. специальностям и бакалавров / Е.А. Быкова ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 2014. - 138 с. ‒ Текст: непосредственный.

4. Венгер, А.Л.  Психология развития. Словарь. - М.: ПЕР СЭ, 2019. - 467 с. 

5. В помощь тифлопедагогу ДОУ: учеб.-метод. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост.: Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. - Челябинск: Цецеро, 2010. - 187 с.  ‒ Текст: непосредственный.

6. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Е. А. Стребелевой. - Москва: Академия, 2001. - С. 125-158.  ‒ Текст: непосредственный.

7. Выготский, Л.С.  Психология развития человека.- М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. -1136 с.

8. Вялых, О.А. Исследование особенностей развития конструктивной деятельности. - Санкт-Петербург: ВиЭль, 2013. - С.87-91.

9. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для вузов / В. П. Глухов. -3-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 323 с.  ‒ Текст: непосредственный.

10. Глушкова, Г. Н. Коррекционно-педагогическая работа с детьми со зрительной патологией в процессе обучения конструированию: дошкольная педагогика. -2006. - № 2. - С. 42-43.

В диагностируемой группе у 4 дошкольников (33%) был выявлен средний уровень развития осязания и мелкой моторики. Многим испытуемым требовалась помощь взрослого при выполнении задания, наблюдались нарушения последовательности и способности к переключению с одного действия на другое. Двое детей испытывали затруднения при поиске нужного набора движений, в связи, с чем было отмечено у них слабо выраженное нарушение кинестетического праксиса (левая рука – правое полушарие). При этом наблюдалось отсутствие напряженности мышц, не участвующих в выполнении задания;
С низким показателем развития осязания и мелкой моторики 8 (67%) испытуемых. Эти дети испытывали эмоциональное напряжение при выполнении задания, испытывали трудности без помощи взрослого, наблюдалось сильное напряжение мышц, не участвующих в выполнении задания. У детей наблюдалось отсутствие согласованности в движениях рук, а также нарушение двигательной памяти. То есть у этих детей б