Обучение конструированию детей дошкольного возраста с нарушением зрения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Современная концепция формирования осознанного и произвольного отношения ребёнка к реальности выдвигает на первый план идею о том, что дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными формами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства, сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер. И такое развитие, как указывают Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, происходит в присущих дошкольнику игровой, изобразительной, конструктивной деятельностях [4, 19, 62].
Своеобразие развития и формирования конструктивной деятельности детей с нарушением зрения раскрыты в исследованиях Л.И. Плаксиной [38]. Она показала компенсаторную роль памяти, речи, мышления, организации деятельности по определённому плану в преодолении трудностей, возникающих у детей с данной патологией при овладении конструированием.
В целом, зрительные нарушения осложняют формирование реальных представлений и восприяти
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 6
1.1. Понятие конструктивной деятельности в психолого-педагогической литературе……….6
1.2. Особенности конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения 13
1.3. Проблема развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения в условиях реализации требований ФГОС дошкольного образования……........18
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ……. 29
2.1. Описание организации и методик исследования 29
2.2. Анализ результатов исследования конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения 36
2.3. Программа формирования обучения конструированию детей дошкольного возраста с нарушением зрения 45
2.4. Сравнительные результаты до и после реализации формирующей программы ..57
Выводы по второй главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Астапов, В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие для вузов / В.М. Астапов. -3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 161 с. ‒ Текст: непосредственный.
2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в дошкольном возрасте. - М.: Просвещение, 2008. - 464 с.
3. Быкова, Е.А. Технология составления коррекционно-развивающих программ: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по психолог. специальностям и бакалавров / Е.А. Быкова ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 2014. - 138 с. ‒ Текст: непосредственный.
4. Венгер, А.Л. Психология развития. Словарь. - М.: ПЕР СЭ, 2019. - 467 с.
5. В помощь тифлопедагогу ДОУ: учеб.-метод. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост.: Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. - Челябинск: Цецеро, 2010. - 187 с. ‒ Текст: непосредственный.
6. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Е. А. Стребелевой. - Москва: Академия, 2001. - С. 125-158. ‒ Текст: непосредственный.
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека.- М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. -1136 с.
8. Вялых, О.А. Исследование особенностей развития конструктивной деятельности. - Санкт-Петербург: ВиЭль, 2013. - С.87-91.
9. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для вузов / В. П. Глухов. -3-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 323 с. ‒ Текст: непосредственный.
10. Глушкова, Г. Н. Коррекционно-педагогическая работа с детьми со зрительной патологией в процессе обучения конструированию: дошкольная педагогика. -2006. - № 2. - С. 42-43.
В диагностируемой группе у 4 дошкольников (33%) был выявлен средний уровень развития осязания и мелкой моторики. Многим испытуемым требовалась помощь взрослого при выполнении задания, наблюдались нарушения последовательности и способности к переключению с одного действия на другое. Двое детей испытывали затруднения при поиске нужного набора движений, в связи, с чем было отмечено у них слабо выраженное нарушение кинестетического праксиса (левая рука – правое полушарие). При этом наблюдалось отсутствие напряженности мышц, не участвующих в выполнении задания;
С низким показателем развития осязания и мелкой моторики 8 (67%) испытуемых. Эти дети испытывали эмоциональное напряжение при выполнении задания, испытывали трудности без помощи взрослого, наблюдалось сильное напряжение мышц, не участвующих в выполнении задания. У детей наблюдалось отсутствие согласованности в движениях рук, а также нарушение двигательной памяти. То есть у этих детей б