Влияние мотивации на особенности выбора профессии старшеклассниками
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день актуальность данной проблемы заключается в том, что при выборе профессии, зачастую, не учитывается весь комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения и научения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждой отдельной личности учащегося. Эта проблема является одной из самых острых в старшем школьном возрасте, так как всегда рассматривается как отправная точка в профессиональном развитии личности как человека. Момент взросления, с постепенным усложнением мотивационной сферы, интересы подростков начинают приобретать большую глубину и устойчивость, а некоторые из них обретают характер стойкого увлечения. При анализе фактов современной действительности возникает вопрос, в чем причина этих неудач и разочарований молодых людей в выбранной ими профессии. Одной из причин может быть неправильный выбор профессионального образования. Известно, что ранняя юность (15-18 лет) — это возраст осознанного выбора будущей профессии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ 7
1.1. Психологические особенности старшеклассников 7
1.2. Выбор профессии как проблема психологии через профориентацию 10
1.3. Особенности мотивов выбора профессии старшеклассниками 19
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ 30
2.1. Констатирующий эксперимент 30
2.2. Формирующий эксперимент 32
2.3. Контрольный эксперимент 35
ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 43
3.1. Мотив выбора профессии у старшеклассников и его рекомендации 43
3.2. Психолого-педагогические рекомендации педагогам (психологам) по работе со старшеклассниками 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипьев, А.Г. Профориентация молодёжи в современном российском обществе / А.Г. Антипьев // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2018. – № 4. – С. 151-160.
2. Бадашкеев, М.В. Личностное самоопределение в зарубежной теории и практике / М.В. Бадашкеев // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2018. – № 9. – С. 45-46.
3. Бердяев, Н.А. Духовное состояние современного мира / Н.А. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. Т.1. – М.: Искусство, 1994. – С. 485-499.
4. Вдовина, С.А. Психолого-педагогическое содействие в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников / С.А. Вдовина, Е.А. Вдовина // Концепт. – 2018. – № 5. – С. 2-7.
5. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1994. – №3. – С. 43-52.
6. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия / В.И. Даль. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2018. – 592 с.
7. Ефремов, А.Ю. Психологические особенности формирования интереса к будущей профессии / А.Ю. Ефремов, В.В. Данилушкина // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – М., 2018. – С. 41-42.
8. Жукова, А.С. Изучение факторов, влияющих на выбор профессии / А.С. Жукова, Ю.В. Фильчакова // Юный ученый. – 2017. – № 2-2 (11). – С. 41-43.
9. Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлов, Н.О. Садовникова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2016. – 192 с.
10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
11. Кон, И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.
12. Лоскутова, А.В. Профессиональное и личностное самоопределение личности / А.В. Лоскутова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2019. – № 2. – С. 22-24.
Особенности мотивов выбора профессии старшеклассникамиПонятие «мотив» является самым главным звеном в теориях мотивации. В психологии «мотив» связывают с побуждением, с направленностью деятельности, регуляционным и смыслообразующими её элементами.
Мотивы, потребности, интересы и цели сами являются или становятся свойствами личности, в частности ее чертами. Так, например, Г. Олпорт в свое время выделил мотивационные и инструментальные черты личности, а С. Л. Рубинштейн писал о том, что определенные мотивы, закрепившись в структуре личности, становятся свойствами личности. Е. II. Ильин придерживается мнения, что свойствами личности становятся не сами мотивы, а закрепившиеся или предпочитаемые способы их формирования, и называет большое количество «мотивационных свойств личности» [18].
В своем исследовании за основу м