Влияние мотивации на особенности выбора профессии старшеклассниками

В данной ВКР рассмотрена профориентация и выбор профессии как проблему психологии. Выявлены особенности мотивов выбора профессии старшеклассниками.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.10.2022
Объем файла
164 Кб
Количество страниц
45
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день актуальность данной проблемы заключается в том, что при выборе профессии, зачастую, не учитывается весь комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения и научения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждой отдельной личности учащегося. Эта проблема является одной из самых острых в старшем школьном возрасте, так как всегда рассматривается как отправная точка в профессиональном развитии личности как человека. Момент взросления, с постепенным усложнением мотивационной сферы, интересы подростков начинают приобретать большую глубину и устойчивость, а некоторые из них обретают характер стойкого увлечения. При анализе фактов современной действительности возникает вопрос, в чем причина этих неудач и разочарований молодых людей в выбранной ими профессии. Одной из причин может быть неправильный выбор профессионального образования. Известно, что ранняя юность (15-18 лет) — это возраст осознанного выбора будущей профессии.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ 7

1.1. Психологические особенности старшеклассников 7

1.2. Выбор профессии как проблема психологии через профориентацию 10

1.3. Особенности мотивов выбора профессии старшеклассниками 19

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ 30

2.1. Констатирующий эксперимент 30

2.2. Формирующий эксперимент 32

2.3. Контрольный эксперимент 35

ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 43

3.1. Мотив выбора профессии у старшеклассников и его рекомендации 43

3.2. Психолого-педагогические рекомендации педагогам (психологам) по работе со  старшеклассниками 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипьев, А.Г. Профориентация молодёжи в современном российском обществе / А.Г. Антипьев // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2018. – № 4. – С. 151-160.

2. Бадашкеев, М.В. Личностное самоопределение в зарубежной теории и практике / М.В. Бадашкеев // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2018. – № 9. – С. 45-46.

3. Бердяев, Н.А. Духовное состояние современного мира / Н.А. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. Т.1. – М.: Искусство, 1994. – С. 485-499. 

4. Вдовина, С.А. Психолого-педагогическое содействие в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников / С.А. Вдовина, Е.А. Вдовина // Концепт. – 2018. – № 5. – С. 2-7.

5. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1994. – №3. – С. 43-52.

6. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия / В.И. Даль. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2018. – 592 с. 

7. Ефремов, А.Ю. Психологические особенности формирования интереса к будущей профессии / А.Ю. Ефремов, В.В. Данилушкина // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – М., 2018. – С. 41-42.

8. Жукова, А.С. Изучение факторов, влияющих на выбор профессии / А.С. Жукова, Ю.В. Фильчакова // Юный ученый. – 2017. – № 2-2 (11). – С. 41-43.

9. Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлов, Н.О. Садовникова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2016. – 192 с. 

10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.

11. Кон, И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с. 

12. Лоскутова, А.В. Профессиональное и личностное самоопределение личности / А.В. Лоскутова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2019. – № 2. – С. 22-24.

Особенности мотивов выбора профессии старшеклассникамиПонятие «мотив» является самым главным звеном в теориях мотивации. В психологии «мотив» связывают с побуждением, с направленностью деятельности, регуляционным и смыслообразующими её элементами.
Мотивы, потребности, интересы и цели сами являются или становятся свойствами личности, в частности ее чертами. Так, например, Г. Олпорт в свое время выделил мотивационные и инструментальные черты личности, а С. Л. Рубинштейн писал о том, что определенные мотивы, закрепившись в структуре личности, становятся свойствами личности. Е. II. Ильин придерживается мнения, что свойствами личности становятся не сами мотивы, а закрепившиеся или предпочитаемые способы их формирования, и называет большое количество «мотивационных свойств личности» [18].
В своем исследовании за основу м