Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников средствами эстрадно-джазового вокального искусства

В данной магистерской диссертации раскрыты психологические аспекты музыкально-эстетического воспитания старшеклассников в контексте художественно-ассоциативного восприятия и мышления. Разработан педагогический проект по музыкально-эстетическому воспитанию старших школьников средствами эстрадно-джазового вокального искусства на примере мюзикла.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
29.10.2022
Объем файла
357 Кб
Количество страниц
101
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
4000 руб.
5000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время эффективным средством музыкально-эстетического воспитания может служить как классическая музыка, так и качественный музыкальный материал массовой эстрадной культуры, в особенности последний, благодаря своему демократизму и широкой популярности. На сегодняшний день музыкально-эстетическое воспитание выходит за рамки узкотехнологических методологий, ограничивающих каналы педагогического воздействия на личность обучающегося, и использует интегративные методы, обеспечивающие комплексное, полифункциональное педагогическое влияние. Наибольшее распространение из всего инструментария интегративных методов получают художественно-ассоциативный метод и метод синтеза искусств. Такой востребованностью они обязаны, с одной стороны, фундаментальному научному обоснованию, опирающемуся на положения условно-рефлекторной теории академиков И.П. Павлова и И.П. Сеченова, а с другой стороны, эффективной апробацией в процессе обучения, развития, воспита

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…...… 5–10
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………….…………………............... 11–58
1.1. Музыкально-эстетическое воспитание: содержание, сущность, историческая ретроспектива.……………………….……………… 11–28
1.2. Психологические аспекты эстетического воспитания старшеклассников в контексте художественно-ассоциативного восприятия и мышления………..……………………………..……. 29–45
1.3. Педагогические аспекты музыкально-эстетического воспитания старших школьников……………………………….……...……….. 46–56
Выводы по первому разделу………………………………….……. 57–58
РАЗДЕЛ 2 ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ………….……..59–94
2.1. Анализ педагогических условий музыкально-эстетического воспитания старших школьников в ЛОУСОШ №17 им. В. Брумеля………………………………….… 59–65
2.2. Разработка педагогического проекта по музыкально-эстетическому воспитанию старших школьников средствами эстрадно-джазового вокального искусства мюзикла……………... 66–73
2.3. Экспериментальная проверка проекта по музыкально-эстетическому воспитанию старших школьников………………... 74–91
Выводы по второму разделу…………………………………….…. 92–93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…… 94–97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….……….. 98–103
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………….………... 104–107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Луганской Народной Республики – URL: https://minobr.su/educations-standarts.html. (дата обращения: 28.09.2020).

2. Государственный образовательный стандарт основного общего образования Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Луганской Народной Республики – URL: https://minobr.su/educations-standarts.html. (дата обращения 28.09.2020).

3. Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования. Учебник для вузов / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Музыка, 2006. – 334 с.

4. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студентов / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева – М.: Академия, 2004. – 336 с.

5. Акишина, Е. М. Концептуальные подходы к преподаванию предметов искусства в современной школе [Электронный ресурс] / Е. М. Акишина // Сетевой электронный научный журнал «Педагогика искусства». – 2016. – №3. – С. 9–17. – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/konceptualnye-podhody-k-prepodavaniyu-predmetov-iskusstva-v-sovremennoy-shkole. (дата обращения 8.09.2020).

6. Акишина, Е. М. Педагогика искусства и современное художественное образование: монография. / Е. М. Акишина; науч. ред. Л. Л. Алексеева; общ. ред. Е. В. Боякова. – М.: Сфера, 2017. – 306 с.

7. Акишина, Е. М. Развитие способности к эстетическому суждению у современных старшеклассников [Электронный ресурс] / Е. М. Акишина // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – Т. 6, №2. – С. 1–7. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/27PDMN218.pdf. (дата обращения 10.09.2020).

8. Андреева, В. А. Музыка в синтетических видах искусства / В. А. Андреева // Известия вузов. Северо-Кавказский район. – 2013. – №2. – С. 19–23.

9. Анисимов, В. П. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности: монография / В. П. Анисимов, А. Ю. Сметанина. – Тверь: изд-во Тверского государственного университета, 2008. – 280 с.

10. Апраксина, О. Л. Методика музыкального воспитания в школе / О. Л. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с. 

11. Апраксина, О. А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе / О. А. Апраксина. – М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1956. – 224 с.

12. Бахтин, А. А Синтез искусств как основа мюзикла для взрослых и детей : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.01 защищена 12.12.06 : утв. 10.06.06 / Бахтин Андрей Александрович. – М., 2006. – 143 с.

13. Боброва, М С. Отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины ХХ – начала ХХI века : автореф. дис ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Боброва Марина Салаватовна. – Ростов н/Д., 2011. – 21 с.

14. Борисевич, Т. К. К вопросу о музыкально-эстетическом воспитании старших школьников / Т. К. Борисевич, А. С. Зарембо // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2017. – №3 – С. 173–176.

15. Гаврилова, Н. А. История зарубежной музыки XX век / Н. А. Гаврилова. – М.: Музыка, 2005. – 572 с.

Желательно использование точных и ярких формулировок, использование примеров, сравнения с чем-то знакомым, дефиниций, использование визуально и графически выпуклых, эффектных рисунков.
В процессе обучения необходимо помимо создания условий для восприятия и осмысления материала, обеспечить его закрепление в памяти. Запоминание осуществляется как произвольным, так и непроизвольным способом. Эффективным инструментом запоминания информации является ее активное воспроизведение, то есть репродуктивный метод: а) составление конспекта; б) устная или мысленная репетиция; в) рассказ; г) объяснение; д) демонстрация усвоенного собеседнику; е) практическая апробация знаний.
Четвертым условием процесса овладения учебным материалом является апробация теоретического знания в практической деятельности. Педагог должен следить за тем, чтобы теоретический базис знаний у учащихся был должным образом осмыслен, что формирует навык творчески применять полученный опыт.
Ассоциативно-рефлекторная