Эффективные способы и приемы формирования орфографических навыков младших школьников

В данной ВКР установлена зависимость между уровнем сформированности орфографических навыков и эффективными способами, и приемами на уроках русского языка. Даны методические рекомендации по теме исследования.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.10.2022
Объем файла
414 Кб
Количество страниц
72
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Второе поколение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает следующие требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в области «Филология» (Русский язык. Родной язык):
1. Ребёнок должен овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
2. Обучающийся должен овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» [33].
Основные навыки правописания формируются у школьников в начальной школе. Их изучение является важнейшим на уроках русского языка. Полнота их сформированности влияет на дальнейшее обучение ребенка в старшей школе, так как грамотное письмо помогает точно выражать мысли, достигать взаимопонимания в письменном общении. От этого зависит, насколько орфографические грамотен будет школьник, способен ли он будет усваивать родной язык в письменной форме какова будет его речевая грамотность. «Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка», – писал в прошлом веке теоретик русской орфографии Я.К. Грот [49, с. 103].

Оглавление

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ 9

1.1. Сущность понятия «орфограмма», «орфографический навык» 9

1.2. Психологические и речевые предпосылки овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками 18

1.3. Учет возрастных особенностей младших школьников при формировании орфографического навыка 23

1.4. Способы и приемы формирования орфографического навыка на уроках русского языка 29

1.5. Краткие выводы по главе I 36

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ 37

2.1. Характеристика экспериментальной и контрольной групп. Констатирующий этап исследования 37

2.2. Содержание работы по формированию орфографического навыка учащихся 3 класса через эффективные способы и приемы 47

2.3. Итоги заключительного этапа исследования 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68

Приложения 73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азова О.И. Психологические и речевые предпосылки овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками // Сб. трудов «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза». 2017. С. 100 – 114.
2. Акимова Д.А., Веселова Н.Н. Формирование орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка // Вестник научных конференций. 2016.№ 3 – 5 (7). С. 6 – 10.
3. Алгазина Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V – VIII классов. М.: Просвещение, 2005. 192 с.
4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007. 188 с.
5. Алфёров А.Д. Родной язык в средней школе. М.: Знание, 2009. 184 с.
6. Бакулина Г.А. Влияние психологических факторов на формирование орфографического навыка: теория и практика вопроса // Начальная школа. 2013. № 8. С. 15 – 20.
7. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2011. 312 с.
8. Баранов М.Т. Ознакомление учащихся IV класса с орфограммой и первоначальный этап формирования орфографического навыка // Русский язык в школе. 2009. № 4. С. 18 – 21.
9. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: ФЛИНТА, 2015. 568 с.
10. Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии. М., 2004. 277 с.
11. Булгакова А.А. Условия формирования орфографических навыков у младших школьников // Вестник современных исследований. 2018. № 11.7. С. 66 – 67.
12. Возрастная психология / Под ред. Н.Ф. Добрынина. М.: Просвещение, 2015. 344 с.
13. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина. В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 2006. 184 с.
14. Гадаев А.В. Полезные И вредные навыки, привычки. М.: Знание, 2012. 128 с.
15. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 2011. 208 с.
16. Дворецкая А.В. Использование наглядного материала при формировании орфографических навыков на уроках русского языка

Списывание – передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями) [32].
Виды списывания: Описание
списывание с готового образца списываются слова, предложения или текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель – списать правильно, без ошибок и искажений
списывание с дополнительными заданиями сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического или словообразовательного характера – разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропу