Эффективные способы и приемы формирования орфографических навыков младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Второе поколение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает следующие требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в области «Филология» (Русский язык. Родной язык):
1. Ребёнок должен овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
2. Обучающийся должен овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» [33].
Основные навыки правописания формируются у школьников в начальной школе. Их изучение является важнейшим на уроках русского языка. Полнота их сформированности влияет на дальнейшее обучение ребенка в старшей школе, так как грамотное письмо помогает точно выражать мысли, достигать взаимопонимания в письменном общении. От этого зависит, насколько орфографические грамотен будет школьник, способен ли он будет усваивать родной язык в письменной форме какова будет его речевая грамотность. «Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка», – писал в прошлом веке теоретик русской орфографии Я.К. Грот [49, с. 103].
Оглавление
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ 9
1.1. Сущность понятия «орфограмма», «орфографический навык» 9
1.2. Психологические и речевые предпосылки овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками 18
1.3. Учет возрастных особенностей младших школьников при формировании орфографического навыка 23
1.4. Способы и приемы формирования орфографического навыка на уроках русского языка 29
1.5. Краткие выводы по главе I 36
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ 37
2.1. Характеристика экспериментальной и контрольной групп. Констатирующий этап исследования 37
2.2. Содержание работы по формированию орфографического навыка учащихся 3 класса через эффективные способы и приемы 47
2.3. Итоги заключительного этапа исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
Приложения 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азова О.И. Психологические и речевые предпосылки овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками // Сб. трудов «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза». 2017. С. 100 – 114.
2. Акимова Д.А., Веселова Н.Н. Формирование орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка // Вестник научных конференций. 2016.№ 3 – 5 (7). С. 6 – 10.
3. Алгазина Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V – VIII классов. М.: Просвещение, 2005. 192 с.
4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007. 188 с.
5. Алфёров А.Д. Родной язык в средней школе. М.: Знание, 2009. 184 с.
6. Бакулина Г.А. Влияние психологических факторов на формирование орфографического навыка: теория и практика вопроса // Начальная школа. 2013. № 8. С. 15 – 20.
7. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2011. 312 с.
8. Баранов М.Т. Ознакомление учащихся IV класса с орфограммой и первоначальный этап формирования орфографического навыка // Русский язык в школе. 2009. № 4. С. 18 – 21.
9. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: ФЛИНТА, 2015. 568 с.
10. Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии. М., 2004. 277 с.
11. Булгакова А.А. Условия формирования орфографических навыков у младших школьников // Вестник современных исследований. 2018. № 11.7. С. 66 – 67.
12. Возрастная психология / Под ред. Н.Ф. Добрынина. М.: Просвещение, 2015. 344 с.
13. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина. В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 2006. 184 с.
14. Гадаев А.В. Полезные И вредные навыки, привычки. М.: Знание, 2012. 128 с.
15. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 2011. 208 с.
16. Дворецкая А.В. Использование наглядного материала при формировании орфографических навыков на уроках русского языка
Списывание – передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями) [32].
Виды списывания: Описание
списывание с готового образца списываются слова, предложения или текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель – списать правильно, без ошибок и искажений
списывание с дополнительными заданиями сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического или словообразовательного характера – разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропу