Логопедическая работа по предупреждению аграмматизма у больных с афазией
Введение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что одна из старейших проблем логопедии, неврологии, нейропсихологии и нейрофизиологии являются исследования об афазии. Согласно мировой статистики наиболее частым последствием инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и других заболеваний являются речевые нарушения, проявляющиеся в форме афазии, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций, нарушением глотания, двигательными и психическими расстройствам. Наблюдается стремительная тенденция к увеличению числа пациентов с инсультом. Результатом речевых и двигательных нарушений у 75-80% больных, станет полная утрата трудоспособности и профессиональных навыков. Среди различных видов нарушений речи, афазия будет считается одним из самых тяжелых последствий мозговых поражений. Поэтому нарушения затрагивают практически все уровни организации речевой деятельности, а также снижают или полностью нарушают коммуникативную функцию, приводя к социальной дизодаптации. Клепацкая Л. Б. Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений [Текст] / Л. Б. Клепацкая. – М.: В. Секачев, 2011. – 155 с.
Оглавление
Введение 1
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы предупреждение аграмматизма у больных с афазией
1.1. Особенности формирования грамматического строя речи в онтогенезе
1.2. Понятие и классификации афазии
1.3. Понятие аграмматизма у пациентов при различных формах афазии и его предупреждение
Глава 2. Констатирующий эксперимент по исследованию особенностей аграмматизма у больных с афазией
2.1. Организация и методика проведения констатирующего этапа эксперимента
2.2. Анализ результатов исследования аграмматизма у больных с афазией
Глава 3. Логопедическая работа с больными в процессе комплексной нейрореабилитации
3.1. Содержание восстановительного обучения пациентов афазией
Заключение
Список литературы
Список литературы:
1. Алпатов В. М. Язык – система правил и язык – деятельность [Электронный ресурс] / В. М. Алпатов // cyberleninka: научн. эл. Библиотека, 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-sistema-pravil-i-yazyk-deyatelnost (дата обращения: 15.02.2021).
2. Амосова Н. Н. Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний головного мозга [Текст] / Н. Н. Амосова, Н. И. Каплина. – М.: Астрель, 2007. – 144 с.
3. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности [Текст] / П. К. Анохин. - М.: Наука, 1979. - 454 с.
4. Ахутина Т. В. Понимание логико – грамматических конструкций у второкласников: нейролингвистический анализ механизмов [Электронный ресурс] / Т. В .Ахутина, А. А. Корнеев, Е. Ю. Матвеева // cyberleninka: научн. эл. Библиотека, 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-logiko-grammaticheskih-konstruktsiy-u-vtoroklassnikov-neyrolingvisticheskiy-analiz-mehanizmov (дата обращения: 15.02.20).
5. Ахутина Т. В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. — М.: Издательство Московского университета, 1989. — 216 с.
6. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. О механизмах построения высказывания.– М. : Теревинф, 2015.-144 с.
7. Берникович Е.С. Дифференциальный подход к восстановлению речи у больных с афазией в остром и раннем периодах инсульта. канд.пед.наук: 4.12.2013/ Берникович Елена Семеновна – Москва, 2013.- 160с.
8. Бехтерев, В. М. Основы учения о функциях мозга [Текст] / В. М. Бехтерев. – СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1905. – 378 с.
9. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М. К Речь и афазия. . – М.: Изд-во ЭКСМО–Пресс, В. Секачев, 2001.-416 с.
10. Бурлакова М. К. Коррекционно – педагогическая работа при афазии: книга для логопедов [Текст] / М. К. Бурлакова. – М. Просвещение, 1991. – 190 с.
11. Визель Т. Г. Вариативность форм афазии [Текст] / Т. Г. Визель. –Барнаул: АлтГПУ, 2015. – 271 с.
12. Визель Т. Г. Как вернуть речь [Текст] / Т. Г. Визель. – М.: В. Секачев, 1998. 216 с.
13. Визель Т. Г. Приобретение и распад речи: монография [Текст] / Т. Г. Визель. – Барнаул: АлтГПУ, 2016. – 289 с.
14. Винарская Е. Н. Клинические проблемы афазии [Текст] / Е. Н. Винарская. - М.: Медицина, 1971. – 216 с.
15. Витрук Е. А. Практические упражнения и задания для работы по восстановлению речи [Текст] / Е. А. Витрук. – М.: Секачев, 2015. – 96 с.
16. Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1934. – 352 с.
17. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 208 с.
18. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование. Качественная и количественная оценка данных.- М. :Смысл, 2012.-264 с.
19. Горелов И. Н. Основы психолингвистики. Учебное пособие. [Текст] / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2001. – 304 с.
20. Зайцев И. С. Афазия. Учебно-методическое пособие [Текст] / И. С. Зайцев. - Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006. – 36 с.
21. Зубкова Т.И. Несколько замечаний о характере грамматических форм, сохранившихся в речи больных с моторным аграмматизмом //Структурная и прикладная лингвистика. Вып. 1. — Зубкова Т. И. — Л., 1978.
22. Клепацкая Л. Б. Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений [Текст] / Л. Б. Клепацкая. – М.: В. Секачев, 2011. – 155 с.
23. Кошелева Н. В. Активизация речевой коммуникации у детей и взрослых с патологией речи [Текст] / Н. В. Кошелева, Н. А. Кочеткова. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 200 с.
24. Кошелева Н. В. Тематические и лексико – грамматические упражнения для восстановления речи у больных с афазией [Текст] / Н. В. Кошелева. – М.: Астрель, 2006. – 207 с.
25. Ларина О.Д. Восстановление речи у пациентов с афазией с применением интерактивных средств// Специальное образование.-2018. С. 40-49.
26. Ларина О.Д. Интерактивные средства стимуляции социально-коммуникативного потенциала больных с афазией // Центральные механизмы речи. Сборник материалов IX Всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной памяти проф. Н.Н. Трауготт. Под общ. ред. А. Н. Шеповальникова. 2019. С. 56.
27. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 287 с.
28. Лурия А.Р. Учение об афазии в свете мозговой патологии.— М., 1940
29. Лурия А.Р. Восстановление функций после военной травмы. — М., 1948.
30. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1976.
31. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] / А. Р. Лурия. - М.: МГУ, 1962. – 438 с.
32. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А. Р. Лурия. - М.: Академия, 2002. - 384 с.
Пациент №5 с эфферентной моторной афазии средней степени выраженности. Больная понимает обращенную к ней ситуативно-бытовую речь. Более сложные виды речи не всегда доступны понимаю, имеются элементы отчуждения смысла слова при показе предметов, частей тела, а также ошибки в выполнении устных инструкций, что обусловлено невозможностью полноценной опоры на внутреннее проговаривание. Фонематический слух первично не страдает. Объем слухо-речевой памяти сужен за счет трудностей проговаривания, подкрепляющего процесс удерживания воспринимаемого акустического ряда. Спонтанная речь представлена простой фразой с аграмматизмами. Речевая активность непостоянная. Словарь – частотная лексика. Произносительные трудности проявляются в «застревании» на отдельных фрагментах слова. Общие коммуникативные возможности пациента нарушены. Больной легко справляется со всеми видами прямой автоматизированной речи. Без грубых нарушений номинативная функция речи, предметный словарь превосходит глагольный. Диалогическая речь доступна, но ответы больной носят стереотипный характер. Больная может конструировать простые по синтаксической структуре фразы, выявляются пропуски предикатов, реже – номинаций, служебные частей речи, имеются произносительные трудности. У пациента № 6. Наблюдается понимание обращенной речи. Она справляется с показом предметов и частей тела, с выполнением устных инструкций, однако при восприятии развернутой монологической речи окружающих, сложных логико-грамматических оборотов речи выявляются отдельные ошибки. Имеются затруднения в осмыслении слов с переносным значением, пословиц, текстов со сложным сюжетом. Фонематический слух сохранен. Экспрессивная речь представлена достаточно развернутыми фразами, несколько стереотипными по синтаксической структуре, с использованием речевых штампов, единичными аграмматизмами.