Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить процесс развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.10.2022
Объем файла
76 Кб
Количество страниц
35
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Речь является основным коммуникативным инструментом человека, ее верное построение позволяет наладить процесс общения между людьми. Именно речь, как таковая, является важным фактором социализации человека. 
Правильное формирование, развитие и использование речи – это важный элемент жизни каждого человека. 
Нарушение речи являются одной из актуальных детских проблем на сегодняшний день. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше. До 60% детей приходят в первый класс с нарушениями устной речи. К ним еще добавляются трудности письма и чтения. Поэтому важно  вовремя диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. На консультацию к специалисту можно и нужно приходить раньше трехлетнего возраста, так как чем раньше будет начата коррекционная работа, тем эффективней получится результат.
Нередко ко врачу приходят мамы с жалобами на задержку речевого развития. Но у некоторых детей специалист, помимо этого, видит особенности поведения ребенка, которые отличаются от нормы и настораживаю.
Расстройства аутистического спектра —это широкий круг расстройств, сопряженных с аномальным поведением, характеризующихся качественными нарушениями социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации, стереотипными паттернами поведения, интересов и активности. Группа расстройств аутистического спектра чрезвычайно разнообразна, в нее входят как тяжелые нарушения развития — классический аутизм Каннера, так и более легкие и даже пограничные расстройства.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...5
1. Теоретические основы развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра…………………………………………………………...9
1.1 Понятие и особенности развития речи у детей в норме……………………9
1.2 Психолого-педагогические особенности детей с расстройствами аутистического спектра……………………………………………………….....24
1.3 Особенности речевых нарушений детей с расстройствами аутистического спектра……………………………………………………………………………34
Выводы…………………………………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………....

Список литературы

1. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь / Никольская О. С. [и др.]. – М.: Полиграфсервис, 2003. – 232 с. 

2. Барбера М. Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход (The Verbal Behavior Approach): обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами / М. Л. Барбера, Т. Расмуссен. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 304 с. 

3. Бенилова С. Ю. Детский аутизм и системные нарушения речи: особенности и принципы дифференциальной диагностики //Специальное образование. – 2017. – №. 3. 

4. Васягина Н. Н., Григорян Е. Н., Казаева Е. А. Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образования, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-reabilitatsii-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovaniya (Дата обращения 07.10.2021).

5. Волкова Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. институтов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова ; под ред. Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1989. – 528 с.

6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. - №1. - 2007.

7. Гилберт К. Аутизм: Мед. и пед. воздействие : кн. для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питер с. - М. : Владос, 2005. - 141 с.

8. Емельянова Е. В. Педагогические аспекты организации и осуществления коррекционной работы, направленной на социально-коммуникативное развитие детей с расстройствами аутистического спектра //European science. – 2019. – №. 5 (47). 

9. Калинина О. В. Особенности коммуникации у детей с аутизмом //Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2016. – №. 6-2. – С. 72-75. 

10. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. М., 1978 г.

11. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : Альянс, 2013. - 367 с.

12. Логопедия. Методическое наследие [Текст] : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 304 с. 

13. Мамохина У. А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. Т. 15. № 3 (56). 2017. 

14. Михирева Д. Е., Дмитриевских Л. С. Метод ABA-терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-aba-terapii-v-rabote-s-detmi-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (Дата обращения 07.10.2021).

15. Морозов С.А., Морозова Т.И., Белявский Б.В. К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 1. С. 9-18.

16. Никашина Н. А. Педагогическое изучение недостатков речи детей [Текст] // Дефектология. - 1969. - № 4. - C. 21-36.

17. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М. : Теревинф, 1997. – 341 с.

18. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. — Спб: Питер, 2009. — 370 с.

19. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 192 с.

20. Правдина О. В. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. / О. В. Правдина. – М. : Просвещение, 1973. – 272 с.

21. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.

22. Расстройства аутистического спектра (РАС) // Всемирная организация здравоохранения. 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/autism-spectrum-disorders (Дата обращения: 08.10.2021).

23. Смольникова Н. Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (Дата обращения: 16.10.2021).

24. Сохин Ф. А., Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Просвещение. 1993 г.

25. Спирова Л. Ф. Общие методические положения по обучению грамоте детей с недоразвитием речи [Текст] : пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. институтов / Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер ; под ред. Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 480 с.

26. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб .- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288с.

27. Филичева Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Профессиональное образование, 2013. – 232 с.

28. Чигинцева Е. Г., Сунагатуллина И. И., Исаева Е. В., Аболмасова Л. С. Комплексный подход в преодолении нарушений речи у детей с расстройствами аутистического спектра // Современные исследования социальных проблем. 2018, Том 9, № 3.

29. Швачкин В. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / В.Х. Швачкин. – Москва // Возрастная психолингвистика : хрестоматия / сост. К.Ф. Седов. – Москва : Лабиринт, 2004. – С. 113-143.

30. Эльконин Д.Б. Вопросы психологии обучения и воспитания. – М., 1981.

31. Mayada et al. Global prevalence of autism and other pervasive developmental disorders. Autism Res. 2012 Jun; 5(3): 160–179. 

Таким образом, от упражнения к упражнению, постепенно развивая речь ребенка, в зависимости от сложности нарушения, увеличивая его словарь, должно выполняться развитие речи. Сейчас, чтобы дети успешно обучались в школе, им необходимо дать усвоить сложные умения: правильно выразительно читать, понимать смысл прочитанного текста и другим умениям, это часто приводит к переутомлению ребенка, потере интереса ребенка к учебной деятельности, а в случае ребенка с аутистическими чертами личности – замкнутости и нежеланию работать.  Речь ребенка неразрывно связана с такими психическими функциями, как внимание, восприятие, память. От их полноценной работы зависит дальнейшее развитие ребенка с аутистическими чертами личности. Восприятие строится на пяти чувствах: осязание, обоняние, слух, зрение и вкус. Многие нарушения в развитии ребенка зависят от правильности и целостности сенсорного восприятия. Дети с аутистическими расстройствами испытывают затруднение в применении всех своих возможностей в окружающей среде. 
Зрительное восприятие у детей аутического спектра фрагментарно, чаще всего это называют псевдослепотой, так как ребенок лучше воспринимает объект, находящийся на периферии зрительного поля, чем находящиеся в его центре. Ему трудно дифференцировать предметы по форме, размеру и цвету.