Педагогические условия формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена выявлением социального характера дружеских взаимоотношений у детей, раскрытием коллективного характера дружеских связей и необходимостью овладения способами деятельности как условием формирования взаимоотношений между старшими дошкольниками в условиях дошкольной организации.
Формирование дружеских взаимоотношений - одна из проблем теории и практики развития умений и навыков в системе дошкольного образования, требующая серьезного теоретического переосмысления и системного подхода.
Современная система дошкольного образования направлена на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Первоначальной работой является идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем. С другой стороны образовательная работа с детьми не может обойтись без создания условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.
Актуальность проблемы дружбы детей можно объяснить тем, что не каждый ребенок осознает значимость и ценность дружбы, а ее значение для личностного формирования является достаточно большим. Взрослые должны способствовать формированию у детей понятия «друг», «дружба», обучая детей видению, пониманию, оценке чувств и поступков окружающих, мотивируя, объясняя собственные рассуждения.
Оглавление ……………………………….……………………….………..2
Введение………………………………………………………….…………3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста……………………………….…..……9
1.1. Формирование представлений о дружбе и развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте ………………………………………..……9
1.2. Педагогические условия формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………...…20
Выводы по Главе 1………………………………………………………..35
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста…………..37
2.1. Выявление уровня сформированности представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………37
2.2. Результаты анализа психолого-педагогических условий формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..….…48
2.3. Методические рекомендации по формированию представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста…………………………...…58
Выводы по Главе 2………………………………………………………..71
Заключение …………………………………………………………….....73
Не найдено
Целью исследования было изучить и выявить педагогические условия формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста. С этой целью были изучены теоретические основы по проблеме каковы педагогические условия формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста и проведены практические исследования, а именно: социометрия, наблюдение, опросные методы, количественный и качественный анализ.
Понятие «дружеские взаимоотношения» многогранно по своему содержанию. Взаимоотношения рассматриваем как субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что именно дошкольный возраст является сенситивным для формирования чувства коллективизма, дружбы. На основе сформированных в дошкольном возрасте дружеских взаимоотношений в дальнейшем дети будут строить отношения с окружающими людьми.