Приёмы активизации деятельности учащихся в процессе формирования навыков сложения и вычитания в пределах 10

Цель исследования – разработать совокупность заданий, способствующих эффективному и осознанному формированию вычислительных навыков
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.10.2022
Объем файла
128 Кб
Количество страниц
45
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность. Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. В век компьютерной грамотности значимость вычислительных навыков, несомненно, уменьшилась. Использование компьютера, калькулятора во многом облегчает процесс вычислений. Но пользоваться техникой без осознания вычислительных навыков невозможно, да и микрокалькулятор не всегда может оказаться под рукой. Следовательно, владение вычислительными навыками необходимо. Научиться быстро и правильно выполнять вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения. Поэтому вооружение учащихся прочными вычислительными навыками продолжает оставаться серьезной педагогической проблемой. Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования Е.С. Дубинчук, А.А. Столяра, С.С. Минаевой, Н.Л. Стефановой, Я.Ф. Чекмарева, М.А. Бантовой, М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, С.Е. Царевой и др. Глубоко и всесторонне вопросы совершенствования устных и письменных вычислений учащихся исследовались лишь в 60-70 гг. ХХ века. Исследования последующих лет посвящены преимущественно разработке качеств вычислительных навыков (М.А. Бантова), рационализации вычислительных приемов (М.И. Моро, С.В. Степанова и др.), применению средств ТСО (В.И. Кузнецов), дифференциации и индивидуализации процесса формирования вычислительных умений и навыков (Т.И. Фаддейчева).

Содержание

Введение

1.Теоретические основы проблемы формирования у младших школьников вычислительных навыков в учебной деятельности 

1.1. Раскрытие основных понятий исследования

1.2. Психолого-педагогические основы проблемы формирования у младших школьников вычислительных навыков в учебной деятельности

1.3 Эффективные методы и приемы активизации учебной деятельности в процессе формирования у младших школьников вычислительных навыков

 2. Организация практической работы по формированию вычислительных навыков у учащихся 2 класса на уроках математики

2.1. Изучение уровня сформированности вычислительных навыков у учащихся 2 класса

2.2. Реализация заданий, направленных на формирование вычислительных навыков у младших школьников

Заключение

Список использованной литературы

Список использованной литературы

1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И.Моро, А.М. Пышкало. — М.: Педагогика, 1977. — 248 с.

2. Александрова Э.И. Математика 1, ч. 1,2.-М.: Инфолайн,- 1995-ч.1-140 с., ч.2-149с.

3. Артемов А.К. Методологические основы методики формирования математических умений школьников. Л.:ЛПГУ,- 2015.- 159с.

4. Артемов А.К. Развивающее обучение математике в начальных классах. Учебное пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального обучения. Самара: Самарский ун-т. -1995 — 117с.

5. Бантова М.А. Система вычислительных навыков. // Начальная школа.-2015 -№10.-с.51-55.

6. Бантова М.А. Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.:Просвещение„ -1984,- 250с.

7. Бантова М.А. Особенности изучения сложения и вычитания в пределах 10 по новому варианту учебника. // Начальная школа. 1972. — №4,- с. 73-78.

8. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков. // Начальная школа. -1993. -№11,- с. 38-43.

9. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Полевщикова А.М. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение,. -1976- 287с.

10. Баравалль Г. Преподавание счета. Перевод с нем. О.И. Чибисовой. — М ; Владос,- 2014,- 199с.

11. Бельтюкова Г.В. Методические ошибки при формировании у школьников вычислительных навыков. // Начальная школа. 1980. — №8,- с. 20-27.

12. Бескоровайная Л. С. Методика современного открытого урока математики. 1-2 классы / Л. С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева. – Ростов на Дону : Феникс, 2003. – 416 с.

13. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.П.Богоявленская. – Ростов на Дону : Изд-во Ростовского ун-та, 1983. – 173 с.

14. Боротъбенко Е И. Контроль навыков устных вычислений. // Начальная школа. 2012. -№7,- с. 32-34.

15. Возрастные возможности усвоения знаний (Младшие классы школы). / Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. М.: Просвещение,- 1966,- 569с.

16. Вроблевский. Как научится легко и быстро считать. М.-2012.-132с.

17. Выготский JI.C. Педагогическая психология. / Под ред. В В. Давыдова-М.: Просвещение.- 2011,- 469с.

18. Гальперин Г.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. 2013. — №5. С. 44-49

19. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М. МГУ,- 2015,- 45с

20. Горбатов Д.С. Умения и навыки. О соотношении содержания этих понятий. // Педагогика,-№2.-2014.-C.33-39

21. Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математика. М.: Педагогика.- 2017,- 158с

22. Давыдов В.В. О понятии развивающее обучение. // Педагогик.-2015. №1. — с. 34-35.

23. Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников. М: Педагогика.- 2010,- 366с.

24. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Просвещение,- 2016. — 580с.

25. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А.А. Венгера, М.:Просвещение.-2011,- 255с.

26. Доман Г. Как обучать ребенка математике. / Пер. с англ. М.:Владос -2018.-215с.

27. Дусавицкий А.К. Развивающее обучение: зона актуального и ближайшего развития. // Начальная школа. 2019. — №7. -с. 24-30.

28. Егай А. Ускоренный и упрощенный способ проверки арифметических действий. — М,- 2015,-20с.

29. Золотовицкий Е.Н. О недостатках в вычислительных навыках. // Начальная школа. -2019. -№12.с. 21.

30. Ивашова О.А. К вопросу о рационализации вычислений. // Начальная школа. 2018. -№2. — с. 86-90.

 

Метод можно рассматривать также как определенную систему приемов. В этом плане «метод уподобляется крепко спаянной цепи, каждое звено которой представляет собой отдельный познавательный акт», – пишет в своей книге «Методы обучения в школе» Р.Г. Лемберг [цит.58]. Эти познавательные акты, организуемые учителем и выполняемые учениками, обычно обозначаются термином «прием». Например: сообщение, постановка задания, указание и т.п. – приемы учителя; слушание, выполнение упражнения, решение задачи, наличие текста и т.п. – приемы учения. Допустим, учитель сообщает факты, правила, показывает предметы, объясняет суть явления, ставит вопросы. Если среди этих приемов ведущее место занимают приемы объяснения, то метод преподавания можно назвать объяснительным. Если учитель сообщает факты, правила для их заучивания в виде способа заучивания, то метод преподавания носит информационно-сообщающий характер. Словом, «прием» обучения, имеющий то же строение, что и метод, представляет собой одну или несколько конкретных операций, преследующих достижение частных, вспомогательных целей того или иного метода» [63]. Состав приемов в структуре метода не случаен. Он соответствует основной направленности метода. Использование приемов, не связанных дидактическим единством, разрушает метод. Метод охватывает состав многочисленных приемов, но эти приемы, несмотря на свое многообразие, связаны между собой дидактическим, технологическим и психологическим единством. Каждый отдельный метод характеризуется своим особым составом приемов. Однако метод обучения не представляет собой закрытой системы. В практике обучения ни один метод не выступа», изолированно, в «чистом виде», в составе только своих приемов. Обычно учитель в каждый метод включает с определенным строгим отбором и сторонние приемы. Допустим, изложение обогащается элементами беседы и демонстрацией изучаемых объектов, наблюдение оживляется графическими приемами, действиями моторного характера.