Воспитательные стратегии родителей как детерминанты эмоционального самочувствия младших школьников

Курсовая работа, основная идея которой заключается в изучении характера различных родительских воспитательных стратегий и их влияния на эмоциональное самочувствие ребенка в семье. В ходе исследования изучаются модели воспитательных стратегий родителей, включающие цели воспитания, стили родительского поведения и особенности контроля эффективности воспитания; сопоставлены особенности родительского воспитания в полной и неполной семье; раскрыты формы влияния родительских стратегий на эмоциональное самочувствие ребенка в семье.
Author image
Radik
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.10.2022
Объем файла
81 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВЕДЕНИЕ
Исследователи практически всех научных направлений указывают на решающую роль родителей в формировании и развитии личности ребенка. Именно с помощью близкого взрослого ребенок входит в окружающий мир, познает нормы и правила, принятые в обществе. Взаимоотношения детей и родителей являются одной из вечно актуальных проблем, находящихся под пристальным вниманием педагогов и психологов. Актуальность проблемы подтверждается рядом государственных документов, например, таких как ( Закон РФ «Об образовании», где в статье 44 говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.»,ФГОС НОО). В отечественной и зарубежной литературе достаточно подробно рассмотрено влияние родителей на формирование личности ребенка (А. Адлер, Л. И. Божович, Дж. Боулби, А. Я. Варга, А. В. Запорожец, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, B. C. Мухина, Л. Ф. Обухова, А. Б. Орлов, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Е. О. Смирнова, А. Фрейд, B. C. Собкин, И. К. Фридман, Д. Б. Эльконин и др). В каждой семье изначально складывается определенная система воспитания детей, которой родители придерживаются на протяжении всего детства, а может даже и взрослости, своего ребенка. Большую роль для ребенка в период его взросления играет выбранный стиль взаимоотношений родителей и ребенка. Он существенно влияет на формирование личности ребенка.  

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 6

1.1. Структура детско-родительских отношений 6

1.2. Стратегии семейного воспитания. 8

1.3. Типы родительских отношений 8

1.4. Особенности родительского воспитания в полной и неполной семье 10

1.5. Детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте. 13

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 19

2.1 Задачи и организация исследования 19

2.2 Выявление стиля семейного воспитания. 20

2.3 Эмпирическое изучение психоэмоционального состояния ребенка 25

2.4 Сравнительный анализ психоэмоционального состояния детей и стилей семейного воспитания 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков Б. С. Младший школьник. Как ему помочь учиться: Руководство практического психолога и социального педагога / Б. С. Волков; ФГУИПП  – Москва : Изд-во ФГУИПП , 2004. – 212 с. – ISBN 5-8291-0374-5. 
2. Выготский Л. С. Т. 3. Проблемы развития психики: собрание сочинений / Л. С. Выготский ; АПН СССР. – Москва : Изд-во АПН СССР, 1983. – 367 с. – ISBN 978-5-9772-0162-9.
3. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие / Т. В. Костяк; Академия  – Москва : Изд-во Академия , 2008. – 173 с. – ISBN  978-5-7695-4582-5.
4. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития: учеб. пособие / И. Ю. Кулагина; Эксмо  – Москва : Изд-во Эксмо , 2009. – 174 с. – ISBN  978-5-699-33611-1.
5. Кулагина И. Ю. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ю. Кулагина; Академический проект  – Москва : Изд-во Академический проект , 2014. – 314 с. – ISBN   978-5-8291-1289-9.
6. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учеб. пособие / Л. Б. Шнейдер; Академический проект  – Москва : Изд-во Академический проект , 2007. – 734 с. – 5-8291-0795-3.

 

Если в неполной семье сложился именно этот стиль отношений, то ребенку будет очень трудно справиться с возникающими у него проблемами. Ребенок будет расти замкнутым, скрытным, это может повлечь за собой возникновение проблем в общении со сверстниками, в обучении и в процессе развития в целом. Матери следует строить общение с ребенком на желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, чувствование эмоционального состояния, внутреннего мира ребенка, происходящих в нем изменений, особенностей его душевного строя – все это создает основу для глубокого взаимопонимания между ребенком и матерью в любом возрасте.
Следующим стилем отношений "мать-ребенок" является соперничество. При этом стиле воспитания партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.