Рекламные тексты как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в 10-11 классах
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобализации, процесса всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации, наблюдается влияние на все аспекты общественной жизни. Следствием является сближение культур разных стран, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов. Ввиду этого нельзя не отметить важность умения взаимодействовать, устанавливать партнёрские отношения, принимать участие в диалоге культур.
Поскольку в современном мире диалог культур может всё более усложняться в силу комплекса обстоятельств, важны не только профессиональные знания, умения и навыки, но и умения решать фундаментальные проблемы, а это может быть достигнуто только в рамках систематического диалога культур, а не одной культуры. Принимая во внимание вышесказанное, необходимо отметить, что в современном мире к подготовке специалистов предъявляются всё более высокие требования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…4
ГЛАВА 1. РЕКЛАМНЫЕ ТЕКСТЫ И РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Понятие и содержание иноязычной коммуникативной компетенции……....…8
1.2. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку…………...…………………………………………..20
1.3. Характеристика текста как единицы речи...........................................................24
1.4. Рекламный текст. Понятие, структура, виды……………..………………..…...28
1.5. Функциональные особенности рекламного текста……………..………….......32
1.6. Лингвистические и экстралингвистические характеристики рекламного текста…………………………………………………………………………………..35
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………...…….41
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РЕКЛАМНЫМИ ТЕКСТАМИ
2.1. Применение рекламных текстов в обучении иностранному языку ….…….....43
2.2. Влияние работы с рекламными текстами на мотивацию изучения иностранного языка………………………………………………………………...…46
2.3. Специфика развития речевой деятельности как основы коммуникативной компетенции при работе с рекламными текстами…………………………….........48
2.4. Отбор и организация рекламных текстов как лингвистического компонента содержания обучения……………………………………….………………………...51
Выводы по главе 2 ………………………………...…………………………….……55
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
3.1. Разработка комплекса упражнений, направленных на развитие иноязычной коммуникативной компетенции……………………………...…………...………….57
3.2. Апробация разработанного комплекса упражнений на уроке английского языка в 10-11 классах……………………………………………................................60
Выводы по главе 3……………………………………………………….……………63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...………………………………………………………...65
Список использованных источников……...……………………………………........67
Приложения…………...……………………………………………………………….76
Список использованных источников
1. Алимурадов, О. А. Глобальный смысл: природа, специфика порождения и интерпретации на уровне текста / О. А. Алимурадов // Номинация и дискурс: Мат-лы докл. между -нар. науч. конф. Минск: Минск. гос. лингвист. ун-т, 2006.
2. Аниськина, Н. В. Рекламный текст: теория и практика анализа / Н. В. Аниськина, Т. Б. Колышкина. Москва: Форум, 2013. 182 с.
3. Ариян М. А. Основы общей методики преподавания иностранных языков. Теоретические и практические аспекты. Учебное пособие / М. А. Ариян, А. Н. Шамов. Москва: Флинта, 2017. 216 с.
4. Баранов, А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: Теория и практика / А. Н. Баранов. Москва: Флинта: Наука, 2007. 592 с.
5. Беликов, В. И. Социолингвистика. Учебник / В. И. Беликов, Л. П. Крысин. Москва: Юрайт. 2018. 214 с.
6. Бернадская, Ю. С. Текст в рекламе: Учебное пособие для студентов вузов / Ю. С. Бернадская. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 288 с.
7. Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам / И. Л. Бим // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. Москва: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 156-163.
8. Бове, К. Л. Современная реклама. Творчество в составлении рекламных текстов / К. Л Бове, У. Ф. Аренс. Москва: ДеНово, 1995, 264 с.
9. Васильев, Г. А. Средства воздействия в рекламе на детей и их родителей / Г. А. Васильев // Дети и родители. - 2012. - № 5. - С. 46-57.
10. Воробьёв В. В. Языковая личность и национальная идея [Текст] / Воробьёв В. // Народное образование. — 1998. — N5.-С.25–30
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. в 6-ти томах. Т.2. Москва: Педагогика, 1982. 504 с.
12. Гак, В. Г. О семантической организации текста / В. Г. Гак //Лингвистика текста. Москва, 1974. С.61-66.
13. Гальперин, И. Р. Информативность единиц языка / И. Р. Гальперин. Москва, 1974. 176 с.
14. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. Москва: Наука, 1981. 139 с.
15. Гальскова, Н. Д. К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе / Н. Д. Гальскова, Э. И. Соловцева // ИЯШ. № 3. 1991. C. 31-36.
16. Гальскова, Н. Д. Образование в области иностранных языков: новые вызовы и приоритеты / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 2008. №5.
17. Гальскова, Н. Д. Методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие /
Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. В. Акимова. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 350 с.
18. Гальскова, Н. Д. Теоретические основы образовательной политики в области подготовки учащихся по иностранным языкам: Дисс. ... док. пед. наук / Н. Д Гальскова. Москва, 1999. 477 с.
19. Гончарова, Н. Л. К вопросу об иноязычных компетенциях / Н. Л. Гончарова // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия: Гуманитарные науки, 2006. № 3. С. 74-77.
20. Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк. Москва: Прогресс, 1989.
21. .Дмитриева, А. В. Модели описания текстовых параметров рекламного объявления и статьи / А. В. Дмитриева, Л. А. Антонова // Коммуникативные исследования. Воронеж: Истоки, 2000. С. 122-125.
22. Дейян А. Реклама / А. Дейян. Москва: Прогресс-Универс, 1993. 176 с.
23. Добросклонская, Т. Г. Вопросы изучения медиа текстов / Т. Г. Добросклонская. Москва: Академия, 2000. 145 с.
24. Ежова, Е. Н. Структурно-семантические и когнитивные принципы организации рекламного текста / Е. Н. Ежова // Реклама: технологии воздействия. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. С. 8-47.
25. Ермякина, Н. А. Повышение эффективности чтения иноязычных текстов как фактор развития коммуникативной компетенции обучающихся неязыковых образовательных организаций / Н. А. Ермякина // Педагогические науки. 2019. № 7. С.40-49.
26. Зазыкин, В. Г. Психология в рекламе / В. Г. Зазыкин. Москва, 1992. 260 с.
27. Замерченко, Н. И. Модель электронного учебника по иностранному языку нового поколения в условиях введения ФГОС и профессионального стандарта педагога /
Н. И. Замерченко, А. В. Владимиров // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. С. 417–419.
27. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. 2003, №5 С. 34-42.
28. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя. Москва: Просвещение, 1978. 159 с.
29. Зимняя, И. А Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. Москва: Просвещение, 1991. 222 с.
30. Зиновьева, М. Д. Национально-культурный потенциал художественного текста / М. Д. Зиновьева // В кн.: Художественный текст как объект лингвострановедческого анализа и материал учебной работы. Вып. 1. Москва, 1997. С. 5-27.
31. Зыкова, И. В. Метаязык лингвокультурологии / И. В. Зыкова. Москва: Гнозис, 2017. С. 420- 42.
32. Иванова, К. А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов / К. А. Иванова. 3-е изд. СПб.: Питер, 2010. 268 с.
33. Имшинецкая, И. Креатив в рекламе / И. Имшинецкая. - Москва: РИП-холдинг, 2004. 221 с.
34. Климетенко, А. Д. Теоретические основы обучения иностранным языкам в средней школе / А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбов. Москва: Педагогика, 1981. 456 с.
35. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для ун-тов и вузов / Е. В. Клюев. Москва: ПРИОР, 1998.
36. Козлова, С. П. Прагматический аспект языка рекламных текстов/ С. П. Козлова // Семантика, прагматика, текст. Вып.290. Москва: МГПИИЯ, 1987. С.98-105.
37. Колшанский, Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В. Колшанский. Москва: Наука, 1980. 175 с.
38. Колшанский, Г. В. Текст как единица коммуникации / Г. В. Колшанский // Проблемы общего и германского языкознания. Москва, 1970 352 с.
39. Кондрашова, Е. В. Анализ опыта дистанционного обучения иностранным языкам / Е. В. Кондрашова, Н. Е. Цатурян // Теория и практика преподавания языков и культур: философские и методологические аспекты. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 168-173.
40. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителей. Москва: Просвещение, 1993. 45 с.
41. Кузовлева, В. П. Мотивация в обучении иноязычной речи: динамика и анализ причин / В. П. Кузовлева // В кн.: Повышение эффективности учебного процесса по иностранным языкам в школе и вузе. Воронеж, 1977. 103 с.
42. Кузьмина, Н. А. Феномены языка и культуры в интертекстуальной интерпретации / Н. А. Кузьмина. Москва: Либроком, 2018. С. 85-93.
43. Леонтьева, Т. П. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т. П. Леонтьева. Минск: Высшая школа, 2017. 239 с.
44. Леонтьев, А. А. Преподавание иностранного языка в школе: мнение о путях перестройки / А. А. Леонтьев. 1988. № 4. С. 19- 23.
45. Леонтьев, А. А. Признаки связности и цельности текста / А. А. Леонтьев // В кн.: Сборник научных трудов. МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 103. 1976. С. 60-70.
46. Лисоченко, Л. В. Высказывания с имплицитной семантикой (логический, языковой и прагматический аспекты) / Л. В. Лисоченко. Ростов н/Д., 1992. 154 с.
47. Любимова, Н. В. Развитие умений экспрессивной устной речи на основе аутентичного текста. / Н. В. Любимова // В кн.: Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 349. Москва, 1990. 20 с.
48. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. 464 с.
49. Мильруд, Р. П. Альтернативное тестирование коммуникативной компетенции учащихся / Р. П. Мильруд, А. В. Матиенко // Английский язык в школе, 2007. № 1. С. 4.
50. Муратова, Л. Л. Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков / Л. Л. Муратова // Молодой ученый. 2018. № 22. С. 337-339. URL: https://moluch.ru/archive/208/50995/ (дата обращения: 2.10.2021).
51. Николаева, Т. М. Теория текста / Т. М. Ярцева //Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцева. Москва, 1990. 508 с.
52. Новиков, Ю. В. Использование интерпретации текста в качестве средства совершенствования творческих способностей обучаемых / Ю. В. Новиков, О. Г. Полякова // Иностранные языки в школе - 2009 - №8.
53. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка / Совет Европы. Департамент по языковой политике: Страсбург; Пер. с англ. К. М. Ирисхановой. Москва: МГЛУ, 2005. 247 с.
54. Паршин, П. Б. Речевое воздействие: основные формы и разновидности / П. Б. Паршин // Рекламный текст: Семиотика и лингвистика. Москва: Артель, 2011. 325 с.
55. Петухова, И. А. О развитии мышления на уроках иностранного языка / И. А. Петухова. 1987. № 1. С. 29- 34.
56. Пирожкова, И. С. Новые тенденции в обучении иностранным языка: Коммуникативное чтение // Когнитивные стратегии развития филологического образования в России и за рубежом: ст. в сб. трудов Всероссийской (с междунар. участием) науч-практ. конф. (Екатеринбург, 23-26 мая 2019г.) / И. С. Пирожкова. Екатеринбург, 2019. С. 177-182.
57. Полушина, Л. Н. Текстотека учебника как основа формирования социокультурной компетенции / Л. Н. Полушина. Дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 1995. 136 с.
58. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки». Учебный проект «Иностранный язык». Москва, 2017. 89 с. [Электронный ресурс] http://www.predmetconcept.ru/public/f48/download/Proekt_nauchnoobosnovannoj_koncepcii_ modernizacii_Inostrannyj_jazyk.pdf/ (дата обращения: 07.01.2020).
59. Рахманов, И. В. Обучение устной речи на иностранном языке / И. В. Рахманов. Москва: ВШ, 1980. 119 с.
60. Розенталь, Д. Э. Язык рекламных текстов / Д. Э. Розенталь. Москва: Высшая школа, 1981. 127 с.
61. Ромат, Е. В. Реклама / Е. В. Ромат. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 506 с.
62. Сазонова, Т. К. Использование текстов-реалий рекламного характера в ходе обучения общению как средства активизации учебного процесса/ Т. К. Сазонова // Новые тенденции в лингвистике и методике и методике преподавания иностранных языков. Пермь: ПГПИ, 1992. С. 136.
63. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж: ИСТОКИ, 1996. - 239 с.
64. Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В. В. Сафонова. Москва: Еврошкола, 2004. 236 с.
65. Сафонова, В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку / В. В. Сафонова. Москва: Высшая школа, 1991. 311 с.
66. Сердобинцева, Е. Н. Структура и язык рекламных текстов / Е. Н. Сердобинцева. Москва: Флинта, 2010. 265 с.
67. Скалкин, В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи / В. Л. Скалкин. Москва, 1981. 246 с.
68. Сметанникова, Н. Н. Индивидуально-возрастные особенности понимания иноязычного текста. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н. Н. Сметанникова. Москва, 1978. 22 с.
69. Смирнова, Н. И. Объем и содержание коммуникативной компетенции школьников. Дисс. ... канд. пед. наук / Н. И. Смирнова. Москва, 1993. 216 с.
70. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам / Е. Н. Соловова //Базовый курс лекций. Москва: Просвещение, 2002. 239 с.
71. Сусов, И. П. Введение в языкознание: Учебник для студ. лингвист. и филолог. Специальностей / И. П. Сусов. Москва: АСТ: Восток-Запад, 2007.
72. Сусов, И. П. Семантика и прагматика предложения: Учеб. пособие / И. П. Сусов. Калинин: КГУ, 1980. 51 с.
73. Сгалл, П. Значение, содержание и прагматика / П. Сгалл // Новое в зарубежной лингвистике. Москва, 1985. С.384-398.
74. Сусов, И. П. Личностные аспекты языкового общения / И. П. Сусов. Калинин, 1989. 160с.
Сусов, И. П. Семантика и прагматика предложения / И. П. Сусов // Язык, общение, процессы и единицы. Калинин, 1980. 51 с.
75. Сусов, И. П. Язык, дискурс, личность / И. П. Сусов. Тверь, 1990. 158 с.
76. Сусов, И. П. Языковое общение: Единицы и регулятивы / И. П. Сусов. Калинин, 1987. 138с.
77. Сухих, С. А. Личность в коммуникативном процессе / С. А. Сухих. Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2004, 240 с.
78. Топоров, В. Н. Пространство и текст / В. Н. Топоров //Текст: семантика и структура. Москва, 1983. С. 277-284.
79. Уэллс У. Реклама: принципы и практика. Учебник / У. Уэллс, Д. Бернет, С. Мориарти // пер. с англ. Е. Алюшинская и др. 3. изд., испр. и доп. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 797 с.
80. Федорова, Л. Л. Теория речевой коммуникации и грамматики диалога / Л. Л. Федорова. Москва: Наука, 2011. 236 с.
81. Фоломкина, С. К. Функции текста в обучении иностранному языку. В кн.: Лингвистические проблемы текста / С. К. Фоломкина. Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. Москва, 1983. С. 125-135.
82. Фоломкина, С.К. Текст в обучении иностранным языкам / С. К. Фоломкина. 1985. №3. С. 18-22.
83. Формановская, Н. И. Размышления о единицах общения / И. Н. Форманская // Русский язык за рубежом. 2000. №1. С. 23-30.
84. Фурманова, В. П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам / В. П. Фурманова. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1993. 124 с.
85. Чернявская, В. Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. Учебное пособие / В. Е. Чернявская. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 248 с.
86. Шляхов, В. И. Текст в коммуникативном пространстве / В. И. Шляхов, Л. Н. Саакян. Москва: Ленанд, 2017. С. 34-42.
87. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. Ленинград, 1974. 428с.
88. Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь / А. Н. Щукин. Москва: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. 746 с.
89. Щукин А.Н. Методика преподавания иностранного языка. Учебное пособие / А. Н. Щукин. Москва: Флинта, 2017. 512 с.
90. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.
90. Canale, M. and Swain, M, 1980. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing. Applied Linguistics Vol. I Chomsky, N; 1965. Aspects of the Theory of Syntax. Ambridge, Mass, MIT
91. Savignon S. J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice / S. J. Savignon // (2nd ed.). USA: McGraw-Hill, 1997. 352 p.
Все эти факторы намечают коммуникативную стратегию, которая даёт возможность уточнить функцию использованных отправителем языковых средств, т.е. их роль в структуре текста. Прагматическая характеристика текста не существует сама по себе, а выводится из логико-смысловой организации текста, поскольку достижение практического эффекта в общении не может мыслиться иначе, как следствие его выраженной логико-смысловой направленности, т.е. такой смысловой ориентации, которая в итоге имеет установку на конкретные действия со стороны участников коммуникативного акта. При этом воздействие отправителя текста может выступать либо как непосредственное побуждение к действию, либо как скрытое воздействие для формирования определенного умственного состояния получателя текста.