Творческие задачи как средство активизации познавательного интереса учащихся в курсе биологии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС) основной акцент сделан на системно–деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Познавательный интерес как одно из условий достижения эффективности и высокого качества образования. С помощью познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается рост сознательного отношения к учению, развитие познавательных процессов, умение ими управлять, сознательно их регулировать. Поэтому перед школой стоит задача сделать учащихся активными участниками познавательной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ.................................................................................5
1.1. Сущность понятия, структура и факторы, влияющие на активизации познавательного интереса обучающихся..............................................................5
1.2. Творческие задачи как средство активизации познавательного интереса обучающихся в процессе изучения биологии.....................................................11
1.3. Влияние творческих задач на активизацию познавательного интереса обучающихся на уроках биологии.......................................................................17
Глава 2. МЕТОДИКА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «БАКТЕРИИ», 5 КЛАСС ...………………………………………………………………………21
2.1. Принципы отбора содержания творческих задач по теме «Бактерии».....21
2.2. Методика и организация экспериментального обучения по активизации познавательного интереса обучающихся при изучении темы «Бактерии» посредством творческих задач………………………........................................ 27
2.3 Опытно – экспериментальная проверка эффективности разработанной методики активизации познавательного интереса обучающихся посредством применения творческих задач по биологии........................................................36
ВЫВОДЫ …….....................................................................................................46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................48
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273–ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.02.2022)
2. Агеева Л.В., Шелякина Н.А., Астафьева Е.А, Герус В.Л., Вахнина И.Ю.. Развитие творческих способностей младших школьников//Молодой ученый.-2017. Педагогика сегодня: проблемы и решения. Часть II.- с.79.
3. Алексеева, И.В. Упражнения, направленные на развитие творческого воображения учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/uprazhneniya-napravlennie-na-razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-uchaschihsya-1384144.html
4. Балл, Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект /Г.А. Балл. – М.: Педагогика, 1990, - 183 с.
5. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособие / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб. : СПГУТД, 2019. – 268 с.
6. Безуевская, В.А. Учебная задача как средство экологического образования учащихся в курсе органической химии /В.А. Безуевская. – Екатеринбург, - 1990, - 130 с.
7. Бельская, Е.М. Приемы организации логического мышления учащихся для усвоения общебиологических понятий /Е.М. Бельская //Биология в школе. – 1970. - № 3. – С. 30-35.
8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – СПб. : Питер, 2009. – 434 с.
9. Вяткин, Л.Г. Опыт развития познавательной самостоятельности /Л.Г. Вяткин, Г.И. Железовская// Педагогика. – 1993. - № 1. – С. 61-66.
10. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. Москва: Педагогический поиск, 2004. - 144 с.
11. Дьяченко, О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 2012. – 345 с.
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Санкт-Петербург: Питер, 1999. - 368 с.
13. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2003. – 347 с.
14. Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект / Л.И. Еремина// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – № 1. – 2014. – С. 42-47.
15. Журавлев, И.И. Система творческих задач по учебному предмету /И.И. Журавлев //Советская педагогика, 1981. - № 9. – С. 49.
16. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: Просвещение, 2001. – 253 с.
17. Караганова Т.Н. Современные образовательные технологии и их роль в развитии личности младших школьников: Сборник материалов научно-практической конференции. – М.:Вологда, 2011. -147 с.
18. Кондратьева, Н.В. Структура творческих способностей / Н.В. Кондратьева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5. – С.165-172.
19. Купавцев, А.В. Учебная задача: деятельностный аспект /А.В. Купавцев//Педагогика, 1993. - № 5. – С. 46-49.
20. Лапшина А. В. Взгляды на понятие «творчество» и его различные трактовки // Молодой ученый. — 2010. — № 5. — Т. 1. — С. 252-254. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1545/
21. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 2007. – 280 с.
22. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. Москва: Педагогика, 2002. - 155 с.
23. Никифорова, О.Ю. Творческие задачи по биологии и экологии /О.Ю. Никифорова – Е.: Изд. Уральского университета, 2002. – 47 с.
24. Огородников, И.Т. Процесс формирования самостоятельности и творчества в обучении и развитие школьников[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.freepapers.ru/18/process-formirovaniya-samostoyatelnosti-i-tvorchestva/219529.1421790.list3.html
25. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд., - испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 512 с.
26. Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащегося как условие акмеологически задаваемого развития// Мир психологии – 2006. - №4.
27. Система творческих заданий как средство развития творческих способностей школьников // Вестн. развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. 3. Актуальные проблемы образования подрастающего поколения. - 2001. – 296 с.
28. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. – 576 с.
29. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. — М., 2000. — 320 с.
30. Шадриков, В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» В.Д. Шадриков // Психологический журнал. – 1985. – №5 – С. 38-46.
31. Яцкова, О.Ю. Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века / О.Ю. Яцкова // Теория и практика образования в современном мире. – 2012. - №2 – С. 73-76.
Плюсом творческих задач является четкая структура их составления и решения. Благодаря этому ученики могут легко ориентироваться при решении таких задач, и даже вполне могут составить их сами. Но несмотря на простоту структуры, познавательная задача может быть повышенной сложности, тогда для ее решения учащемуся потребуется применение большое количество знаний, умение рационально мыслить и творческий подход.
Таким образом, на уроке через применения таких приемов решения задач мы формируем у детей познавательный интерес. В центре внимания школьника становится не готовый материал учебного предмета, а вопрос, проблема.