Формирование знаний об окружающем мире у младших школьников в процессе исследовательской деятельности

В данной ВКР определены особенности формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста. Проведена диагностика уровня сформированности знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.10.2022
Объем файла
232 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальной проблемой начального общего образования является изучение окружающего мира детьми младшего школьного возраста, поскольку в процессе познания окружающего мира происходит формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру, осознание ребенком новой социальной позиции, взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, социальном признании и самовыражении. Изучение окружающего мира позволит детям младшего школьного возраста научиться объяснять мир, в котором они живут и частью которого являются, систематизировать свой опыт, полученный как из непосредственного общения с окружающим миром, так и с помощью книг, телевидения, интернета.
Уроки в современной школе строятся таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы детей и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой стороны – обеспечить усвоение необходимых знаний; помочь и поддержать творческий процесс учения – процесс деятельности ученика, направле

Содержание
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста в процессе исследовательской деятельности………………..8
1.1 Особенности формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста...............................................................................8
1.2 Исследовательская деятельность как средство формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста..............................15
1.3 Возможности исследовательской деятельности в формировании знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста.........................19
Выводы по первой главе ......................................................................................28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста в процессе исследовательской деятельности …………..........27
2.1 Диагностика уровня сформированности знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста…………………………………………...27
2.2 Реализация исследовательской деятельности как  средства формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста ……………....34
2.3 Результаты реализации исследовательской деятельности и рекомендации педагогам начальной школы по формированию знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста................44
Выводы по второй главе………………………………………………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..57

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Аквилева Г.Н., Методика преподавания предмета «Окружающий мир». / Г.Н Аквилева, З.А. Клепинина - М.: Издательский центр «Академия», 2013г. - 336с.
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2011. – С. 64-68.
Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками Т. А. Бабанова // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 16 -17.
Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2006. – С. 40 – 50.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 352 с.
Виноградова Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Комсомольск-нА - Амуре, 2004. -21 с.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. /П.Я. Гальперин - М.: МГУ, 2015.- 82с.
Гузеев В.В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий Текст: учеб. Пособие для студ. среднего проф. образования / В.В Гузеев.- Вып. 2.- Минск: РИВШ БГУ, 2012.- 88с.
Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения В.В. Гузеев.- Директор школы, 2012. - № 6. - с. 15-21.
Гузеев, В.В.Образовательная технология: от проблемы до философии / В.В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 2016. – 112 с.
Давыдова В. В. Психологическое развитие младших школьников В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2018. - 168с.
Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика, организация, проведение/ Серия "Экспериментальные образовательные программы/ - М.:ИЦПКПС, 2010. - 28 с.
Ивашова О.А. Развитие исследовательс

К занятию необходимо приготовить наглядный материал, который поможет выбрать темы возможных детских исследований.
На занятии необходимо выбрать добровольцев - исследователей. Эти дети выбирают тему исследования, составляют с педагогом план поиска информации (основные методы) с помощью приготовленных карточек, проводят сбор информации, обобщают материал, делают доклад и отвечают на вопросы.
Как только обучающиеся познакомятся с общей схемой исследовательской деятельности, то первое занятие на этом можно считать законченным. Следовательно, можно переходить на следующий уровень, к самостоятельной исследовательской работе.
Занятия на втором уровне более сложные. Это самостоятельные учебные исследования. Для их проведения также необходим наглядный материал в виде картинок, схем. Если ранее в исследовательский поиск вовлекали только добровольцев, то на данном этапе участвуют все дети. Но время урока ограниче