Психолого-педагогические условия развития стрессоустойчивости сотрудников силовых структур
ВВЕДЕНИЕ
В собственной профессиональной деятельности сотрудники силовых структур часто имеют дело со сложными ситуациями, экстремальными обстоятельствами, которые могут вызвать стресс. В этом случае как психическое напряжение, так и требования к физиологической устойчивости человека возрастают в геометрической прогрессии. Большинство людей испытывают стресс в своей жизни, и стресс стал актуальной темой в наши дни.
Актуальность проблемы защиты человека от действия вредных факторов внешней среды, особенно в 21 веке, можно рассматривать как причину возникновения и распространения учения о стрессе. Одним из самых распространенных видов воздействия на сегодняшний день является стресс. Это состояние чрезмерно интенсивного и длительного психологического напряжения, возникающее у человека при эмоциональной перегрузке нервной системы. Стресс нарушает деятельность человека и нарушает естественный характер поведения. Стресс влияет не только на психологическое состояние, но и на физическое здоро
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР 6
1.1 Понятие стрессоустойчивости в психологической литературе 6
1.2 Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников силовых структур 19
1.3 Условия развития стрессоустойчивости сотрудников силовых структур 28
Выводы по главе 1 39
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР 42
2.1 Организация экспериментального исследования 42
2.2 Программа апробации психолого-педагогических условий развития стрессоустойчивости сотрудников силовых структур 54
Выводы по главе 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Аболин, Л. М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения [Текст] / Л.М. Аболин. – М.: Флинта, 2014. – 149с.
Авидон, И. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг [Текст] / И. Авидон, О. Гончукова. – СПб.: Речь, 2017. – 256 с.
Адаев А. И. Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных ситуациях [Текст] / А.И. Адаев. – СПб.: Речь, 2014. – 240с.
Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. М. – Наука, 1977. – 345 с.
Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2018. – 285 с.
Анцупов А.Л. Методологические проблемы военно-психологических исследовании [Текст]: монография / А.Л. Анцупов. – М.: Феникс, 2019. – 256 с.
Анцупов, А.Я. Методологические проблемы военно-психологических исследований [Текст]: обзор диссертаций XX век / А.Я. Анцупов. – М.: Современный Гуманитарный Институт, 2019. – 527 с.
Ахвердова О.А. Психология стресса [Текст] : Учебное пособие / О.А. Ахвердова, Э.М. Козлова. – Ставрополь: СГУ, 2007. – 374 с.
Баст, Е.И. Стрессоустойчивость как фактор психологического благополучия личности студента-первокурсника [Текст] / Е.И. Баст. – СПб.: Питер, 2018. – 418с.
Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
Бодалев, А.А. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев. – СПб.: Речь, 2019. – 440 с.
Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 527 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды. [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Московский психолого- социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. – 324 с.
Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2018. – 105 с.
Бойко, В.В. Энергия эмоций [Текст] / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2004. – 474 с.
Бондаренко, А.Ф. Психологическая по
Со снижением психического напряжения, предполагается повышение эмоционального фона, достижение внутренней гармонии, появление у участников уверенности в своих силах.
На третьем этапе закрепляются ресурсные для участников состояния. Составляются формулы для достижения требуемых физиологических, психологических и эмоциональных состояний. Происходит расширение диапазона поведенческих стратегий. Вырабатываются навыки эффективного поведения в стрессовых ситуациях.
На четвертом этапе происходит завершение тренинга. Участники делятся с группой своими ощущениями, эмоциями, полученными навыками.
2. Обучение приемам саморелаксации и аутотренинговой тренировки.
Аутогенную тренировку (АТ) можно использовать для подготовки к различным «с