Логопедическая работа по преодолению нарушения темпа и ритма у дошкольников с заиканием
ВВЕДЕНИЕ
В Международной Классификации Болезней (МКБ-10), заикание определяется, как нарушение речи, с частыми повторениями или пролонгацией звуков, слогов или частыми остановками, или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Заикание у дошкольников обнаруживается не редко, оно препятствует коммуникации и социализации в обществе и являяется сложнейшей проблемой логопедии, в теоретическом, и в практическом аспектах. Актуальность исследования определяется тем, что заикание наиболее сложно поддается коррекции. Проблема изучения данного речевого недуга стоит достаточно остро. Отечественные авторы, Л. И. Белякова и Е.А. Дьякова, утверждают, что в настоящее время проблема заикания стоит очень остро в логопедии. Не только в России, но и за рубежом проблема заикания остается сложной как в теоретическом, так и в практическом её изучении. Множество людей нуждаются в помощи высококвалифицированных специалистов, таких как логопед, невролог, психолог.
Темпо-ритмическая орг
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические основы проблемы нарушения состояния темпа и ритма у дошкольников с заиканием…………………………………………..…7
1.1. Теоретическое изучение зарубежной и отечественной литературы по вопросам формирования темпо-ритмической организации речи у детей с заиканием……….7
1.2. Формирование темпо-ритмических характеристик речи у дошкольников…………………………………………………………………....13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с заиканием…………15
Глава II. Экспериментальное исследование темпа и ритма у дошкольников с заиканием……………………………………………………………………...…22
2.1. Описание контингента испытуемых……………………………………….22
2.2. Организация и методы констатирующего эксперимента………………..23
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………32
Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений темпа и ритма у дошкольников с заиканием…………………………………..45
3.1. Принципы и теоретические аспекты проведения коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений темпа и ритма у дошкольников с заиканием……...45
3.2. Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений темпа и ритма у дошкольников с заиканием……………………..51
Заключение……………………………………………………………………….78
Список литературы………………………………………………………….…..81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи [Текст] / Л.З. Арутюнян. – М.: Эльбрус, 2011.
Архипова, Е.Ф. Если ребенок заикается / Современное дошкольное образование. Теория и практика. , 2016. - 67с.
Белякова, Л.И. Заикание [Текст] / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, В. Секачев. - М.: изд-во «Просвещение», 2010. - 304с.
Белякова, Л.М. Заикание [Текст] / Л.М. Белякова. - М.: изд-во «Просвещение», 2012. - 304с.
Белякова, Л.И. Заикание: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – 208 с.
Богомолова, А.И. Устранение заикания у детей и подростков [Текст] / А.И. Богомолова. - М.: изд-во «Просвещение», 2013. - 96с.
Брунс М.Ф. Значение корригирующей гимнастики для заикания и методика проведения её // Новое в психоневрологии детского возраста. – М., 1935. – 146 – 154с.
Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: [Текст] / Т.Г. Визель. Учебник для студентов вузов. – М.: В. Секачев, 2016. – 263 с.
Визель, Т.Г. О природе заикания и его коррекции // Специальное образование. 2018. №201.- 1-10 с.
Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А. Волкова. – М. : Изд-во Владос. – 2002.-272 с.
Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: [Текст] / Г.А. Волкова. Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
Ворошилова, Е.Л. Система работы с заикающимися дошкольниками [Текст] / Е.Л. Ворошилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.– 2006. -№2.– 30 с.
Гончарова, Н. Коррекция заикания [Текст] / Н. Гончарова. Л. Виноградова // Дошкольное воспитание.– 2005.-№ 3.–59 с.
Жинкин Н.И. Заикание // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селивёрстова.- М., 1997.- 445-450 с.
Казбанова, Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания [Текст] / Е.С.
Слушайте, какие удары и сколько я раз ударю, и повторяйте за мной».
б) Изучать ритмические ряды речи с учетом метрических знаков слогов, слов, синтагм. Воспроизведение слогового ритма речи по метрическим знакам. Воспроизведение синтагматического ритма во фразе, состоящей из трех двусложных слов.
в) Обнаружение способности ребенка распознавать ритмико-интонационный образец фразы (послушайте, как я произношу две фразы без слов (используя слоги та-та-та или постукивание). Узнайте, какая фраза произносится первой, а какая второй.
г) Обнаружение способности ребенка самостоятельно передавать ритмико-интонационный образец и хлопать в ритме песни(прочтите песню и повторите ее).При анализе обследования можно заметить, что у 60% детей выявлен средний и 40% - средне-низкий уровни речевого развития. 20% имеют артикуляционные клоно-тонические судороги, 40% - дыхательные клонические, 20 % - артикуляционно-голосовые клонические и 20% - дыхательно-артикуляционные клоно-тонические с