Роль занятий по английскому языку в развитии коммуникативной компетенции магистрантов
Введение
Владение иностранным языком необходимо во многих профессиях: переводчик, бухгалтер, программист, менеджер, журналист и др. Немаловажно заметить, что в условиях информационного общества с развитием информационно-коммуникационных технологий необходимы знания английского языка [40]. Согласно статистике по вакансиям на сайте «HeadHunter»[(https://volzhskiy.hh.ru/article/vacancy_summary?hhtmFrom=negotiation_list)] многие кандидаты среди навыков указывают знание английского языка и процент кандидатов, владеющих английским языком, по количеству откликов на вакансии составляет от 17 до 100 % в зависимости от выбора вакансии. Большинство работодателей требуют знание английского языка от кандидатов, так как это необходимо для работы.
В работе Е.В. Володиной, И.В. Володиной подчёркивается важное значение иностранного языка в связи с переходом страны на инновационный путь развития, основная цель обучения языку является «формирование коммуникативной компетенции (способности к коммун
Оглавление
Введение………………………………………………………...............................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МАГИСТРАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ …...13
1.1. Понятие коммуникативной компетенции и специфика ее развития в магистратуре……………..13
1.2. Потенциал занятий по английскому языку в развитии коммуникативной компетенции магистрантов………………..22
Выводы по первой главе………..42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МАГИСТРАНТОВ……45
2.1. Диагностический инструментарий мониторинга мнений магистрантов о качестве преподавания английского языка и его влиянии на формирование коммуникативной компетенции ………45
2.2. Результаты мониторинга и практические рекомендации по развитию коммуникативной компетенции магистрантов на уроках английского языка…...52
Выводы по второй главе………………………………………………………...66
Заключение……………………………………………………………………….68
Список литературы………………………………………………………………71
Приложение………………………………………………………………………82
Список литературы
1. Аболина, Н.С. Формирование коммуникативной компетенции в процессе профессионального обучения / Н.С. Аболина, О.Б. Акимова // Образование и наука. -2012.- №1(9). - с. 138-157.
2. Бабушкина, Л.Е. Социокультурная компетенция в формировании культурно-продуктивной личности студента педвуза // Гуманитарные технологии в образовании. -2011.- № 4(8).
3. Балыхина, Т. М. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки / Т. М. Балыхина, О. П. Игнатьева // Москва: Изд-во РУДН, 2006. — 121 с.
4. Беленкова, Н.М. Иноязычная коммуникативная компетенция как средство социальной адаптации будущего специалиста в вузе: результаты экспериментального обучения / Н.М. Беленкова, А.А. Атабекова // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 8. — с. 63–67.
5. Белкин, А.С. Теория педагогической диагностики и предупреждение отклонений в поведении: автореф. дис. … д-ра пед. наук / А.С. Белкин. – М., 1980. – 48 с.
6. Беспалова, С.В. Возможности применения интернет - технологий в обучении английскому языку / С.В. Беспалова, Л. С. Моисеева // Иностранные языки в диалоге культур : материалы Всерос.науч.-практ. конф. (с междунар. участием), 30 нояб. – 2 дек. 2017 г.- с. 330-334.
7. Беспалова, С. В. Прагматический аудиотекст и его селективное понимание / С.В. Беспалова // Рузаевка: Тип.: «Рузаевский печатник».- 1999. – с. 9-16.
8. Боброва, Н.Е. Метод «Case study» в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов / Н.Е. Боброва // Иностранные языки в диалоге культур: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), 30 нояб. – 2 дек. 2017 г.- с.335-340.
9. Бобырева Е.В., Красавский Н.А., Гулинов Д.Ю. Программа учебной дисциплины «Иностранный язык в профессиональной коммуникации» по магистерской программе «Мониторинг качества образования». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.vspu.ru/files/programs/5f76f91c29ba2b34d30b365e700b9.pdf (дата обращения: 15.05.21).
10. Бырдина, О.Г. Модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых факультетов посредством технологии активного говорения/ О.Г. Бырдина, С.Г. Долженко.- Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова филиал Тюменского государственного университета. -№7.-2018.
К тому же, игра повышает интерес у студентов не только к дальнейшему обучению, но и мотивирует их на речевую деятельность [Люляева, Дьяконова, 2017].
На занятиях по иностранному языку необходимо применять дискуссионный метод с целью развития умений выражать своё мнение, аргументировать точку зрения, иными словами, развитию коммуникативных умений в коллективе. С точки зрения И. М. Мельниковой, Р. С. Карпеевой «умение дискутировать включает культуру общения, умение убедительно аргументировать, представляя свою позицию по обсуждаемой теме, и толерантное отношение к иной точке зрения» [Мельникова, Карпеева, 2018, с. 62]. Среди достоинств применения дискуссионного метода учёные выделяют обмен мнениями по проблемным вопросам за круглым столом, возможность каждому обучающемуся выразить своё мнение, приводить аргументы по обсуждаемой теме [Гусейнова, 2020].
Метод проектов также целесообразно использовать на занятиях по а