Формирование регулятивных УУД младших школьников на уроках литературного чтения
Введение
Актуальность темы. Сегодня образование рассматривается как особый вид деятельности, так как именно деятельность является основой, по которой человек познает окружающий мир, осваивает его и развивает себя в этом мире. Важнейшая задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы привить умения, позволяющие обучающимся самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Решение этой проблемы становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В рамках системно-деятельностного подхода начальная школа создаёт условия для формирования у обучающихся таких качеств, как инициативность, креативность, самостоятельность, самооценка, которые являются результатом сформированности конкретных универсальных учебных действий, а именно регулятивных.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Пояснительная записка 6
1.1 Теоретическое обоснование проблемы 6
1.2 Описание проектируемого продукта 15
2 Практическая часть 17
2.1 Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта 13
2.2 Методические рекомендации по использованию продукта 18
Список литературы 23
Словарь 25
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 32 с
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система задач: пособие для учителей / под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
2. Василенко Т.В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ [Текст]/ Т.В. Василенко. – М.: Грамотей, 2013. – 23 с.
3. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2005. – 1136 с.
4. Демидова Т.Е. Психолого-педагогический аспект подготовки учителя к формированию универсальных учебных действий / Т.Е. Демидова, И.М. Чижевская // Психологос. – 2014. − №1. – С. 134-139.
5. Дмитриенко З.И. Методические рекомендации по формированию УУД методами различных учебных предметов / З.И. Дмитренко, С.Н. Колесова, А.В. Молокова. – М.: Просвещение, 2010. – 16 с.
6. Константинова В.В. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / В.В. Константинова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-4. – С. 785.
7. Кузьминых Ю.А. Особенности проектирования урока на основе системно-деятельностного подхода и процесс формирования универсальных учебных действий учащихся / Ю.А. Кузьминых // «Crede Experto» – Международный электронный научно-педагогический журнальчик. – 2014 − №2 – С. 10-21.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.Просвещение, 1997. – 42 с.
9. Новичкова Е.В. Повышение эффективности уроков литературного чтения за счет использования ТРИЗ-технологий / Е.В. Новичкова // Молодой ученый. – 2015. – №1.2. – С. 34-37.
10. О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова // Педагогика. – 2008. – № 10. – С. 8-16.
11. Савченко А.Я. Дидактика начальной школы: Учебник для вузов / А.Я. Савченко. – К.: Генеза, 2002. – 368 с.
12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – Т.1 / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
13. Трошина Е.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2012. – №3. – С. 30-36.
14. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 176 с.
Не менее важные компоненты учебной деятельности – это контроль и оценка.
Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Задача начальной школы — научить учеников самостоятельно оценивать свой труд.
Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество оценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны. Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля.
Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотр