Развитие самостоятельности школьников при изучении геометрии

Выпускная квалификационная работа, в ходе которой были рассмотрены теоретические основы процесса развития самостоятельности школьников. Для того что бы проводить проводить работу по развитию данного качества необходимо сформулировать определение понятию самостоятельности. В педагогике, философии и психологии дается своя трактовка понятию самостоятельности, в конечном итоге падагоги, философы психологи приходят к выводу о том, что самостоятельность одна из ведущих качеств личности, которая проявляется в умении ставить перед собой цели достигать их.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
26.10.2022
Объем файла
905 Кб
Количество страниц
84
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В настоящее время каждый из преподавателей математики убеждается в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных технологий обучения, способствующих развитию и активизации познавательной деятельности, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, развитие умственных способностей учащихся. Для решения этой проблемы отдельная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Каждый преподаватель должен стремиться сформировать навык самостоятельного умственного труда. Это является важным для обучаемого, потому что, какие бы знания и в каком объеме они не получали, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни.

Оглавление
Введение…………………………………………………………………..   3
Глава 1. Теоретические основы процесса развития самостоятельности школьников……………………………………………………………………    9
1.1 Психолого-педагогические подходы к содержанию и структуре понятия "самостоятельность"……………………………………………….     9
1.2 Особенности самостоятельной учебной деятельности при изучении геометрии…………………………………………………………………….     22
1.3 Место раздела Многогранники в программе и учебниках средней школы………………………………………………………………………..      33
Глава 2. Разработка системы дополнительных средств развития самостоятельности школьников при изучении геометрии………………      50
2.1 Структура и содержание системы дополнительных средств….       50
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы…………………       63
Заключение……………………………………………………………       78
Библиографический список………………………………………….        80
Приложения ………………………………………………………….         84

 

Библиографический список

1. Александров А.Д. Геометрия для 10-11 классов: Учеб. Пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. - М.: Просвещение, 1992. - 464 с.

2. Аристова, Л.П. активность учения школьника [Текст]/Л.П. Аристова.-Москва : Просвещение, 1968.-138с. 

3. Атанасян Л.С. Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кодомцев и др. - М.: Просвещение, 1998. - 207 с.]

4. Бакулевская. С.С. Становление интелектуально-творческой деятельности старшеклассника в процессе решения эвристических задач [Текст] : Автореф. дис. к. п. н. / С.С. Бакулевская – Волгоград, 2001.-25с.

5. Болтянский В.Г. Выпуклые многоугольники и многогранники. / В.Г. Болтянский, И.М. Яглом // Математика в школе. - 1966. - № 3.

6. БолтянскийВ.Г.Элементарная геометрия Книга для учителя-М: Просвещение  1985-320с.

7. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся [Текст] / В.К. Буряк – Москва: Просвещение, 1984.-64с.

8. Буткин,Г.А. Усвоение научных понятий в школе [Текст] / Г.А. Буткие, И.А. Володарская, Н.Ф. Талызина;- Москва: Полиграф сервис, 1999.-288с.

9. Владимерцева, С.А. теория и методика обучения математике: Общая методика [Текст]: Учебное пособие/ С.А. владимерцева- Барнаул: БГПУ, 2005.-194с.

10. Давыдов, В.В. Учебная деятельность [Текст]/ В.В. Давыдов. – М.: 1986.–318 с., с.206

11. Далингер, В.А. Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация при обучении математике : Учебное пособие / В.А.Далингер. – ОмИПКРО. Омск, 1993.– 156 с.]

12. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А.Дистервег. // Сост. В.А. Ротенберг.–Издательство министерства просвещения РСФСР, М.,1956.– 375 с.

13. Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961., стр. 152

14. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии - М, 1980., стр. 335

15. Зимняя, И.А.  Педагогическая психология [Текст]/ И.А. Зимняя. –Изд-во"Логос". М., 1999.–384 с.

16. Каптерев, П.Ф. детская педагогическая психология [Текст] / П.Ф.Каптерев ; Московский психолого-социальный институт.- Москва: МПСИ; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 1999.-336с.

17. Кашицына, Л.С. Самостоятельность как основа развития личности / Л.С. Кашицына // Математика.– 2004.– № 6.– c. 2 - 3.

18. Клопский В.М., Скопец З.А., Ягодовский М.И. Геометрия. 9-10 класс Учебник. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1978. — 256 с.],

19. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения [Текст] : Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев- Москва: 1983.-Т.1.-с.353-360.

20. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2005 – 352 с.

21. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст]/И.Я. Лернер- Москва: Знание, 1980.- 96с.

22. Лернер, И.Я. Критерии уровней познавательской самостоятельности учащихся [Текст]: новые исследования в педагогических науках/ И.Я. Лернер- Москва: Педагогика, 1974.-№4- С.34-39.

23. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся - 1998., стр. 4.

24. Оснинский А.К. Психологические механизмы самостоятельности/ А.К.Оснинский.-М.; Обнинск: ИГ_СОЦИН, 2010 -232с

25. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П.И.Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980.– 240 с.

26. Пидкасистый, П.И. самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст]/ П.И. Пидкасистый – москва: Педагогика, 1980.-326с. 

27. Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. сред. шк. / А.В. Погорелов. - М.: Просвещение, 1990. - 384 с

28. Подласый, П.И. Педагогика: 100 вопросов- 100 ответов: учеб. Пособие для ВУЗов/ И.П.Подласый.- М: Владос-пресч,2004.-365 с.

29. Половникова, Н.А. о системе воспитания познавательной самостоятельности школьников. Советская педагогика [Текст]/ Н.А. Половникова  - 1970.-№5.- С76-83.

30. Потоскуев, Е.В. Геометрия и становление творческой личности [Текст] / Е.В.Потоскуев // Математика в школе.– 2009.–№6.–с.10-12.

31. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения и принципы построения контрольно-диагностических задании. Нетрадиционные способы оценки качества знании школьников. Психолого-педагогический аспект [Текст]: Сб. науч. Тр./ под ред. Е.Д.Божович. Москва: Новая щкола, 1995.-С.5-12с.

32. Слепухин, А.В. Комплексная педагогическая диагностика профессиональной направленности личности школьника с использованием новых информационных технологий: Монография / А.В. Слепухин.–УрГПУ. Екатеринбург, 2006. – 200 с.

33. Смирнова, И.М. Геометрия: Учеб. пособие для 10-11 кл. гуманит. Профиля. / И.М. Смирнова. - М.: Просвещение, 1997. - 159 с.

34. Хуторской, А.В. Деятельность как содержание образования // Народное образование 2003 – №8 С.107-115

35. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе  Кн. Для учителя / Г.И.Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с

36. Эльконин, Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников [Текст] / Под ред Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. – М.: Изд-во Акад. Пед наук,1988. – 286 с. с.139

37. Юдин Э.Г.  Системный подход и принцип деятельности – М.:Наука, 1978. – 392 с.

Значит, с накоплением опыта они смогут изменять и находить эти существенные действия, т.е. находить новые приемы на основе усвоенных. Результатом этого этапа должно стать воспитание у учащихся привычки действовать самостоятельно и рационально в разнообразных учебных ситуациях.
Много внимания уделяется вопросу развития у учащихся творческого потенциала, усвоения опыта творческой деятельности в исследованиях И. Я. Лернера [21]. Главный принцип формирования самостоятельного мышления учащихся – системность. Ведущая роль в умственном развитии принадлежит содержанию образования, системе научных знаний, которыми овладевают учащиеся. Поэтому, предлагая детям ту или иную самостоятельную задачу, нужно, прежде вс