Использование метода проблемного обучения на уроках истории
Введение
Актуальность. Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к жизни, исторической науке. Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения - достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки. Такие способности можно развить с помощью проблемного обучения. Поэтому я считаю, что данная тема актуальна.
Историография: В последние годы резко возрос объем научной информации, которую должны усвоить учащиеся, поэтому возникла необходимость перестройки и коренного усовершенствования учебного процесса. Это вызвало обостренное внимание педагогов-исследователей к разработке вопросов проблемного обучения.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Проблемное обучение на уроках истории 5
1.1 История развития проблемного обучения 5
1.2 Проблемная ситуация 9
1.3 Структура проблемной задачи и методы проблемного обучения 17
Глава 2. Организация проблемного обучения на уроках истории 20
2.1 Проблемное изложение 20
2.2 Эвристическая беседа 22
2.3 Исследовательский метод обучения 26
Глава 3. Практическое применение проблемного обучения на уроках истории 30
3.1 Малые группы 30
3.2 Генераторы и критики 31
3.3 Постановка проблемы с помощью изобразительного материала 32
Заключение 38
Список использованных источников 39
Список использованных источников
1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. / А.К. Колеченко /С.-П.: КАРО, 2004, - 142 с.
2. А.Т. Степанищев. Методический справочник учителя истории./ А.Т.Степанищев / М.: ВЛАДОС, 2001. - 127 с.
3. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп./ С.И. Брызгалова / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998. - 91 с.
4. Журнал «Преподавание истории в школе» №1 (2003), №4 (2004).
5. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. / Л.В. Занков /М.: АПН РСФСР, 1963. - 132 с.
6. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. / Н.М. Зубкова /СПб.: Речь, 2006. - 108 с.
7. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. / Е.И.Игнатьев /М.: Омега, 2004. - 87 с.
8. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Омега , 1985. - 221 с.
9. Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе / Е.Г. Кайдаш / Начальная школа. - 2003. - № 12. - С. 12-17.
10. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках./ М.В. Кларин / М. Омега, 2004. - 55 с.
11. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. / В.А. Климчук /СПб.: Речь, 2005. - 194 с.
12. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова /М.: Академия, 2000. - 43 с.
13. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности./ Е.В. Коротаева / М.: Омега, 2003. - 98 с.
14. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения. / Е.В. Коротаева /Екатеринбург: УрГПУ, 2005. - 87 с.
15. Краткий психологический словарь./сост. КарпенкоЛ.А. под общ.ред. Пет-ровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1985. - 133 с.
16. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. / Г.Ю. Ксензова /М.: Педагогич. общ-во России, 2001. - 198 с.
17. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). / Д.И. Латышина /М.: Гардарики, 2003. - 399 с.
18. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии./ Д.Г. Левитес /М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 2008. - 44 с.
19. Леонтьев А.Г. Педагогические ситуация. Как учить?/ А.Г. Леонтьев / Знание - сила. - № 2. - 2000. - С. 19-21.
20. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И.Я. Лернер /М.: Педагогика, 1981. - 198 с.
Махмутов писал: “Под проблемными ситуациями имеются в виду такие учебные ситуации затруднения, которые возникают в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается ее решить, но чувствует недостаточность прежних знаний. Эти ситуации вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т.е. на приобретение новых знаний, умений, навыков”.
“Ситуация познавательного затруднения, вовлекающая учащихся в самостоятельное познание элементов новой темы, носит название проблемной ситуации,” - считает Ю.К. Бабанский. Однако многие ученые, определяя это понятие, обращают внимание не только на затруднение - в качестве основного звена проблемной ситуации они выделяют противоречие (Д.В. Вилькеев, Б.Г. Зильберман, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, С.И. Мелешко, М.Н. Скаткин и др.)