Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной работе

Выпускная квалификационная работа, целью которой является теоретически выявить и экспериментально обосновать эффективность развития логического мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной работе. Работа посвящена рассмотрению теоретических основ развития логического мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной работе. Также в работе главе показана сущность опытно-экспериментального исследования по проблеме развития логического мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной работе; диагностика уровня развития логического мышления детей младшего школьного возраста; реализация психолого-педагогических условий развития логического мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной работе; анализ эффективности работы по развитию логического мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной работе.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
26.10.2022
Объем файла
164 Кб
Количество страниц
44
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2080 руб.
2600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В последние годы много говорится о необходимости нового типа образовательного результата, который ориентирован на решение реальных жизненных задач. Под этим понимается личность, которая обладает набором ключевых компетенций, а также сформированным интеллектуальным аппаратом, куда включено формирование логического мышления.
В соответствии c Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к логическим универсальным действиям относят: анализ и синтез объектов, составление целого из частей; классификации объектов, выбор оснований и критериев для сравнения; выделение и установление причинно - следственных связей; логическое построение рассуждений; выдвижение, обоснование и доказательство гипотез [1].
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ…9

1.1 Проблема развития логического мышления в психолого-педагогической литературе…………………………………………… 9

1.2 Особенности развития логического мышления детей младшего школьного возраста……………………………………………………. 13

1.3 Педагогические условия развития логического мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной работе……………… 17

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ………………………………………………………………… 22

2.1 Диагностика уровня развития логического мышления детей младшего школьного возраста………………………………………... 23

2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития  логического мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной работе………………………25

2.3 Анализ эффективности работы по развитию логического мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной работе……………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….. 37

ПРИЛОЖЕНИЯ….……………………………………………………...43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф /. - Дата обращения: 15.12.2021. 

2. Ануфриев, А. Ф., Костромина, С. Н., Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось - 89, 2019. – С. 272.

3. Байбородова, Л. В., Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности [Текст] / Л. В. Байбородова, Е. В. Широкова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. - № 3. – С. 36 – 42.

4. Бекиш, М. А. Игровые приёмы на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2020. – № 12. – С. 43-45.

5. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2017. – С. 455.

6. Болотова, А. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся младших классов посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности [Текст] / А. А. Болотова // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям. – Вологда: ВПК,  2017. - С. 101. 

7. Вечтомов, Е. М. Решение логических задач как основа развития мышления [Текст] / Е. М. Вечтомов, Я. В. Петухова // Концепт. - 2018. - № 8. – С. 11 – 25.

8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: Издательство «Союз», 2019. – С.224 . 

9. Гороховская, Г. Г. Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников / Г.Г. Гороховская // Начальная школа. – 2017. - № 7. С. 113-115.

10. Головин, С. Ю. / Словарь практического психолога / Минск: Харвест, 2018. – С. 800.

11. Григорович, Л. А. Педагогика и психология. - М.: Гардарики, 2017. – С. 480. 

12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 2021. – 544 с.

13. Дрозина, В. В., Дильман В. Л. Как научить младших школьников решать нестандартные задачи. Учебное пособие. // Начальная школа. – 2018.- С. 240.

14. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. – М.: Академия, 2020. – С. 365.

15. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов - н/Д: Феникс, 2018. – С. 256.

16. Канин, Е. С. Логические задачи [Текст] / Е. С. Канин // Математика для школьников. – 2019. – № 3. – С. 17 – 30. 

17. Колесникова, Т. А. Внеурочная деятельность как средство социального воспитания младшего школьника [Текст] / Т. А. Колесникова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. - № 1. – С. 29 – 30.

18. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии. - СПб.: Питер, 2017. – С. 320. 

19. Кукушина, В. С. Коррекционная педагогика / Под ред. – М.; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2020. – 352с.

20. Левитес, В. В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника // Начальная школа плюс до и после. - 2016. - №9. -  С. 15-23.

21. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Педагогика, 2019. – С. 216.

22. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2018 – С. 176.

23. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М.: Академия, 2016. – С. 632.

24. Михайлова, З. А. Организация внеурочной самостоятельной деятельности [Текст] / З. А. Михайлова, А. В. Морозова, А. В. Новоселов // Проблемы современного образования. – 2020. - № 3. - С. 97 – 107.

25. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 456. 

26. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Гуманитарный издательский центр, 2019. – С. 688.

27. Нефедьева, М. А. Решение логических задач как способ развития креативного мышления [Текст] / М. А. Нефедьева // Педагогический ИМИДЖ. – 2017. - № 1. – С. 78 – 82.

28. Ожегов, С. И. и Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковкин, 1999. – С. 944.

29. Павлов, И. П. Использование исторического материала на уроках математики в аспекте требований ФГОС [Текст] / И. П. Павлов // Инновационная наука. – 2018. - № 4. – С. 43 – 44

30. Переслени, Л. И. Психодиагностика особенностей словесно-логического мышления младших школьников (методические рекомендации) /Авт. - сост.: Л. М. Переслени, Е.М. Мастюков. – Абакан: АГПИ, 2019. –С.28.

31. Петровский, А. В. Психология [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Политиздат, 2019. – С. 494. 

32. Платонов, К. К. О внеурочной деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / К. К. Платонов // Вестник науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2018 - № 3. – С. 53 – 57. 

33. Программа внеурочной деятельности в начальной школе: метод. пособие / под ред. О. Б. Калининой, М.; Астрель; Владимир: ВКТ, 2020. – С.120.

34. Психология развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2018. – С. 141, [2].

35. Ревина, Е. Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения/ Межвузовский сборник научно-технических статей. – Вольск,  2018. – С. 180.

36. Ревина, Е. Г. Особенности формирования логического мышления учащихся в начальной школе [Текст] / Е. Г. Ревина, А. З. Гусейнов // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. – Вып. 3. – №6. – Саратов, 2017. – С. 104 – 106.

37. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2017. – С. 592.

38. Степанова, О. А. Игровая школа мышления [Текст] / О. А. Степанова. - М.: Сфера, 2019. – С. 128.

39. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология [Текст] / Л. Д. Столяренко. – Ростов - н/Д: Феникс, 2018. – С. 544. 

40. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушакова. - М.: Славянский дом книги, 2018. – С. 960.

41. Ткачева, М. С. Педагогическая психология. - М.: Высшее образование, 2018. – С. 192. 

42. Тутушкина, М.К. Практическая психология. - СПб.: Дидактика Плюс, 2017. – С. 355.

43. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2019. – С. 349. 

44. Шишкоедов,  П. Н. Общая психология. - М.: Эксмо, 2019. – С. 288.

45. Эльконин, Д. Б. Влияние развивающего обучения на формирование логического мышления младших школьников [Текст] / Д. Б. Эльконин // Психологическая наука и образование. – 2017. - № 4. – С. 57 – 66.

46. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д Б. Эльконин ; ред. – сост. Б. Д. Эльконин. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – С. 384.

47. Ягудина, Т. А. Логические формы мышления [Текст] / Т. А. Ягудина // Вестник ОГУ. – 2020. - № 5. – С. 47 – 51.

48. Вялкова, А. В. Особенности развития логического мышления у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / А. В. Вялкова // Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-logicheskogo-mishleniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-890547.html. (дата обращения: 17.12.2021).

49. Несмачная, И. А. Тест, направленный на выявление уровней развития логического мышления младших школьников [Электронный ресурс] / И. А. Несмачная // – Режим доступа: https://infourok.ru/test-po-matematike-na-temu-testnapravlenniy-na-viyavlenie-urovney-razvitiya-logicheskogo-mishleniya-mladshihshkolnikov-248138.html. (дата обращения: 22.12.2021).

50. Особенности мышления учеников начальной школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=8079.  (дата обращения: 18.01.2022).

51. Понятие о мышлении. Логические формы мышления и мыслительные операции. Условия развития мышления в учебном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.su/15_83036_ponyatie-o-mishlenii-logicheskie-formi-mishleniya-i-mislitelnie-operatsii-usloviya-razvitiya-mishleniya-v-uchebnom-protsesse.html. (дата обращения: 10.12.2021).

52. Столяр, А. А. Методики на развитие мышления и их использование в психологии  [Электронный ресурс] / А.А. Столяр //  Режим доступа: https://studopedia.ru/14_104572_zadanie---zaselenie-doma-metodika-iiarginskoy.html. (дата обращения: 12.12.2021).

53. Талызина, Н. Ф. Развитие логического мышления школьников [Электронный ресурс] / Н. Ф. Талызина // - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/275255. (дата обращения: 12.12.2021).

54. Что такое логическое мышление [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://4brain.ru/logika.  (дата обращения: 14.12.2021).

55. Шамшиева, А. И. Игры и игровые моменты, используемые во внеурочной работе в начальных классах [Электронный ресурс] / А. И. Шамшиева // – Режим доступа: https://multiurok.ru/files. (дата обращения: 27.12.2021).

56. Шапочникова, Н. А. Формирование логического мышления младших школьников [Электронный ресурс] / Н. А. Шапочникова // - Режим доступа:http://kladraz.ru/blogs/natalja-aleksandrovna-shapochnikova/formirovanie-logicheskogo-myshlenija-mladshih-shkolnikov.html. (дата обращения: 15.12.2021).

57. Шардаков, М. Н. Мышление школьника [Электронный ресурс] / М. Н. Шардаков  // - Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/shardakov_myshlenie-shkolnika_1963/go,0;fs,1/ . (дата обращения: 10.01.2022)

В программе предусмотрено развитие способности комбинировать, рассуждать, анализировать, планировать. С этой целью используются последовательность логических задач. Ребенку предлагается проанализировать представленные в тетради задачи (представить, что произойдет, если осуществить ход фигурой; сравнить, чем сходны – отличаются изображения; установить простые закономерности). Следует отметить, что все преобразования ребенок осуществляет в умственном плане, что не совсем соответствует возрастным возможностям старших школьников. Задания несколько однообразны. Сам процесс объяснения носит дидактический характер.
О. А. Степанова [38] определила систему упражнений, логических задач по развитию логического и конструктивного мышления. Предлагает знакомить детей 8-9 лет со способами действий на преобразование объекта; их обозначением, что способствует формированию более обобщенных действий, осознанию детьми преобразований.