Ментальный лексикон
Введение
Одной из величайших загадок природы, все более привлекающей внимание исследователей, является речевая способность человека, обусловливающая возможность внутриязыкового и межъязыкового общения. По мнению А. А. Залевской «особый интерес представляют специфические характеристики единиц лексического компонента речевой способности и принципы организации этих единиц, позволяющие человеку с удивительной быстротой понимать воспринимаемое им слово и находить в памяти именно то слово, которое наиболее полно соответствует замыслу его высказывания» [Залевская, 1990, с. 5]. Лексический компонент языковой способности принято называть ментальным или (внутренним) лексиконом человека. Главная особенность ментального лексикона – недоступность прямому наблюдению – выдвигает на первый план задачу его выявления в виде некоторой лексикографической модели, сохраняющей пусть не все, но хотя бы исследуемые свойства самого объекта (например, состав и структуру) и способной в свою очередь быть объектом д
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Ментальный лексикон как компонент речевой способности индивида 5
1.1 Разные подходы к определению ментального лексикона 5
1.2 Особенности структуры ментального лексикона 7
Выводы по главе 2 9
Глава 2.Стратегии поиска слова в ментальном лексиконе 11
2.1.Поиск слова в ментальном лексиконе как процедура процесса порождения речи 11
2.2 Поиск слова в ментальном лексиконе как процедура процесса восприятия речи 19
2.3. Взаимосвязь картины мира и ментального лексикона 22
2.4. Стратегии поиска слова а ментальном лексиконе 23
Выводы по главе 2 27
Заключение 28
Список литературы 30
Список литературы
Агибалов А.К. Вероятностная организация внутреннего лексикона человека: автореф.дис./СПб,1995-28с.
Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролинвистический анализ синтаксика/ Т.В. Ахутиина-М.МГУ,1989-215с.
Венцов А.В. Восприятие устной речи и ментальный лексикон/А.В. Венцов//Русская языковая личность- Череповец:ЧГУ,2007,69 с.
Глазанова Е.В. Типы связей в ментальном лексиконе и экспериментальные матоды их исследования:автореф.дис…канд.филол.нацк/Е.В. Глазанова-СПб,2001- 27 с.
Горский Д.П. Мышление и язык/Д.П. Горский-М.:Издательство политической литературы,1957-408с.
Гибатова Г.Ф. Ментальные сферы русского языка:мнение и оценка:автореф.дис…канд.филол.наук/Г.Ф. Гибатова-Уфа,2011-42с.
Доценко Т.И. Универсальные структуры и их функции в ментальном лексиконе билингва/Т.И. Доценко,2013-371 с.
Залевская А.А. Слово в лексиконе человека/ А.А. Залевская- Воронеж.:ВГУ, 1990-206с.
Золотова Н.О. Ядро ментального лексикона как естественный метаяызк:автореф.дис…..док.филол.наук/Н.О. Золотова-Тверь, 2005-45с.
Колпакова Г.В. Конгингвистика: Ментальные репрезентации/Г.В. Колпакова:Казань:КГУ,2015-157-159c.
Корниевская C.И. Досиуп к слову при устном продуцирования речи на иностранным языке в ситуации учебного двухязычия:автореф.дис…канд.филол.наук/С.И. Корниевская –Тверь,2012-19с.
Кибрик А.А. Современная американская лингвистика:Фундаментальные направления/ А.А. Кибрик-М:Едиториал УРСС,2002-480с.
Касевич В.Б. Язык и речевая деятельность-2005,64с.
Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно- вербальная речи / Ю.Н. Караулов-М: Институт русского языка РАН,1999-180с.
Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания/А.А. Леонтьев-М:МГУ,1996-248с.
Потапова Р.К. Некоторые прикладные аспекты исследования звучащей речи/Р.К. Потапова //Вестник МГЛУ.,2011-197 с.
Стернин И.А Психолингвистическое значение слова и его описание //И.А. Стренин-Воронеж:Ламберт,2011-192с.
Сазонова Т.Ю. О стратегической п
По мнению ученого, «при продуцировании речи активируются не только целевые концепты и слова, но и связанные с ними по семантическим, формальным признакам или их комбинациям. Говоря о лексической конкуренции при лексическом выборе, имеют в виду, что «нецелевые» лексические узлы ведут себя как конкуренты целевому слову при лексическом выборе. Выбор происходит благодаря работе так называемого механизма когнитивного контроля, природа которого исследователям пока не ясна. В соответствии с теориями распространяющейся активации, процесс доступа к слову начинается с активации целевого слова и слов, связанных с ним семантически или по формальным признакам; далее активированные лексические узлы «конкурируют» за право быть избранными в речи, на последнем этапе происходит выбор слова [Корниевская, 2012, с.11]. 1.3.2. Т. Ю. Сазонова считает, что предложенная А. А. Залевской