Влияние взаимоотношений младшего школьника с учителем на его мотивацию к учебе

Дипломная работа, целью которой было исследование взаимоотношения учителя и учащегося, как фактор развития учебной мотивации. Теоретический анализ исследования показал, что формирование учебной мотивации напрямую зависит от взаимоотношения в системе «учитель- ученик». Проведенные исследования доказали актуальность темы для современной школы, и составляет интерес для дальнейшего исследования, в связи с постоянными нововведениями и современным подходом к учебному процессу в начальных классах современной школы.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
25.10.2022
Объем файла
225 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Интерес ребенка к учению и учебе - это распространенная проблема, которая возникает в разных учебных заведениях.
В основном, бывает разный уровень знаний и умений школьников, которые учатся у одного и того же учителя они начинают привыкать к этому и не относиться серьезно, поэтому, некоторые ученики теряют интерес. Успеваемость и успехи в обучении приводят к тому, что ученики воспринимают и усваивают информацию по-разному, одни и те же объяснения преподавателя и один и тот же материал. Из наблюдений педагогов и психологов следует, что хорошие результаты учебной деятельности будут зависеть от того, что побуждает стремления ученика к учебе, т. е. зависеть от мотивов. Поэтому очень важно уделить внимание на компонент учебной деятельности которой является мотивация. Успешность и интерес к 

Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
 Глава 1. Теоретические методы и подходы к исследованию мотивов учебной деятельности учеников……………………………………………………………... 5
1.1 Понятие мотива, мотивации, роль и их классификация в психологии………..5
1.2 Мотивация учения младших школьников и примеры………………………..12
1.3. Специфика взаимоотношений и взаимодействий в системе учитель – ученик и фактор влияющий на формирование мотивации школьника младших

классов……………………………………………………………..………………..18
1.4 Функциональные обязанности педагога – психолога……………….……….25
1.5 Вывод по первой главе………………………………………………………….27
Глава 2. Методы и методика исследования, анализ и разбор исследование взаимодействия учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном

возрасте……………………………………………………………………..……….34
2.1 Организация и наблюдение исследования…………………….…….……….. 34
2.2 Результаты и анализ корреляционного исследования учебной мотивации и успеваемости младших школьников………………………………………………36
2.3 Рекомендации педагогов по развитию учебной мотивации в младшем школьном возрасте………………………………………………………….……... 51
2.4Вывод по второй главе…………………………………………………………49
Заключение………………………………………………………………………….57
Список литературы………………………………………………...……………….59

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Актуальные проблемы и перспективы развития психологии консультирования в образовании / Ярославский психологический вестник. Выпуск 26. Москва-Ярославль. Издательство « Аверс Плюс» 2010г.С.158-166. 1п.л.
2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М., 1960.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994.
4. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников. Начальная школа, 1999, № 10. С-23-43
5. Блага К., Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель. – М., 1991.
6. Бодалев А.А. Психология общения. – Воронеж, 1996.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
8. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения психологии личности школьника. Вопросы психологии личности школьника. – М., 1961. – С. 3-31.
9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976. С.73-80.
10. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов М.В. Гамезо, Л.М. Орлова, М., изд-во МГОПУ АНОО НОУ. 1999. – 234с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –  1991.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.4. Детская психология. Под ред. Эльконина Д.Б. – М., 1984.
13. Гайдар К.М. Вьюнова Н.И. Диагностическая работа психолога в конфликтной ситуации. Журнал практического психолога.- 1996.
14. Гозман Я.Л. Психология эмоциональных отношений. – 1987.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – 1986.
16. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников. Формирование учебной деятельности школьников. – 1982.
17. Деятельностная методология психологического консультирования в образовании.Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Материалы Российской научно-практической конференции, 8- 10октября 2003г., г. Ярославль/Под ред. Н.В.Нижегородцевой. Ярославль:Издательство «Аверс Пресс», 2003.-0,8п.л. (с.302-312).
18. Додонов Б.И. Потребность, отношения и направленность личности. Вопросы психологии. – 1973. - №6. – С. 18-29.
19. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978.
20. Егошина Е.В. Методика исследования мотивов учения. Начальная школа, 1995, №6.
21.Ильин Е.Н. Искусство общения. Педагогический поиск. – М., Педагогика, 1990
22.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000
23.Индивидуальные варианты развития младшего школьника. Под ред. Занкова Л.В., Зверевой М.В. – М., 1973.
24.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., Просвещение, 1987
25.Лейтес И.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971. Леонтьев А.А. Психология общения. Учебн. пособие для студентов. – Тарту: тарт. ун-т, 1974. – 219с.
26.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.
27.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 1997.
28.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.
29.Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Учебно-метод.пособие.-М.: Фолиум, 1999.
30.Люшер М. Цвет вашего характера. – М., 1997.
31.Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности школьника Вопросы психологии, 1978, № 3. С – 11-13.
32.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М., 1983.
33.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлова А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. – М., 1999.
34.Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.
35.Мепчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М., 1971. – С. 8-31.
36. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. -М., 2001.
37. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Пособие для практических психологов, педагогов и родителей.- М., 2001.
38. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе». - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001
39. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. - М., 2001.
40. Обозов И.И. Межличностные отношения. - Л., 1979.
41. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 2002.

 

И в конечном итоге получается плохой результат. Учащийся ожидают от учителя мудрых действий, правильных решений, способность решить какой-либо спор спокойно и справедливо.
Психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции детей, как воспринимают и оценивают его личность т.е. ученики, на которых он собирается воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность самого учителя. Поступки школьного коллектива в том числе и учителей, их личные качества, события в общественной и школьной жизни школьник оценивает сквозь те норма и ценности, которые приняты в отношениях со сверстниками.
Учителям важно оказывать школьникам большую самостоятельность, что бы его нормы и установки были однозначными, как в отношениях со одноклассниками, так и с родителями и учителем.