Система работы учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации у младших школьников
Введение
Проблема школьной дезадаптации, в связи с нарастающей распространенностью этого явления среди учащихся общеобразовательных школ в последние годы, привлекает внимание разных специалистов: педагогов, психологов, дефектологов, детских психиатров и невропатологов, педиатров, социологов и других.
Наибольшее число исследований феномена школьной дезадаптации относится к начальному периоду обучения. Проблемы школьной дезадаптации этого возрастного периода достаточно глубоко изучены в трудах отечественных ученых, таких как: Э.М. Александровская, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, В.И. Лубовский и др., что, по всей видимости, определяется возможностью более четкого выделения факторов риска, а также вызывающих их причин. К числу проявлений школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте, как правило, относятся затруднения в учебе, а также нарушение школьных норм поведения.
Содержание
Введение………………………………………………………………………
1 Пояснительная записка………………………………………………….
1.1 Теоретическое обоснование проблемы…………………………………
1.2 Описание проектируемого продукта……………………………………
2 Практическая часть……………………………………………………...
2.1 Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта….
2.2 Методические рекомендации по использованию продукта……………
Список литературы…………………………………………………………
Словарь………………………………………………………………………
Список используемой литературы
1 Закон об образовании в Российской Федерации [Текст] / Правовая библиотека образования. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: Министерство образования и науки Российской Федерации. - 7-е изд. - Москва: Просвещение, 2019. - 52, [2] с.; 21 см. - (Стандарты второго поколения).; ISBN 978-5-09-068519-1: 550 экз.
3 Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - Москва: Просвещение, 2004. – 176 с.
4 Беседина, М.В. В гостях у школы: Почему младшим школьникам трудно адаптироваться к условиям школы ? [Текст] / М. В. Беседина. – 2000.- № 34.
5 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2000. - 546 с.
6 Бондаренко, А.К. Воспитание детей [Текст]/ А.К. Бондаренко, А.И. Матусик, - М.: Просвещение, 2013. – 233 с.
7 Бурлачук, А.Ф. Словарь справочник по психологичекой диагностике [Текст] / А.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов, – М.: Просвещение, 2003. - 238 с.
8 Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман, - М.: Владос - Пресс, 2011. – 448 с.
9 Гуревич, К.М. Индивидуально психологические особенности школьников [Текс] / К.М. Гуревич. – М.: Просвещение, 2004.-875 с.
10 Дубровина, И.В Психология [Текст] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан, – Москва :Академия, 2008.-464 с.
11 Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников [Текст] / Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 2011.-431 с.
12 Иовчук, Н.М. Психопатологические механизмы школьной дезадаптации [Текст] / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: материалы Всероссийской научно-практической конференции/ Н.М Иовчук . - Москва, 1995. – 360с.
13 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для вузов [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, - М.:Просвещение, 2010.- 98 с.
14 Кумарина, Г.Ф. Школьная дезадаптация [Текст] / признаки и способы предупреждения/ Г.Ф. Кумарина - Народное образование, 2002.- №1.- 111-120 с.
15 Лободина, Н. В. Внеклассные мероприятии в начальной школе [Текст] / Н.В. Лободина, С.В.Савинова, - Изд.: Учитель, 2007- 138 с.
16 Матвеева, О. Программа «Солнышко для социально-психологической адаптации детей в начальной школе» [Текст] / О. Матвеева // Начальная школа. - 2004. - №6. – 13-16 с.
17 Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина. – Москва: ООО Апрель Пресс, 2012.- 352 с.
18 Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Просвещение, 2010.-416 с.
19 Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 2010.-561с.
20 Педагогика [Текст]: учебное пособие / В.А.Сластёнин, Н.Ф.Исаев, А.Н.Мищенко, Е.Н.Шиянов, – Москва: Академия, 2012. - 512 с.
21 Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А.В. Петровский. - Москва: Академия, 2012. - 255 с.
22 Психологический словарь / В.В. Давыдов [Текст]. - М.: Педагогика, 2013. - 447 с.
23 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2015. – 720 с.
24 Сапогова, Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста [Текст] / Е.Е. Сапогова. – Москва: АСТ, 2011. - 43 с.
25 Северный, А.А. Проблемы междисциплинарного взаимодействия при коррекции школьной дизадаптации. [Текст]: Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: материалы Всероссийской научно-практической конференции/ А.А Северный. - Москва, 1995, – 116 с.
26 Степанов, С.С Диагностика интеллекта методом рисуночного теста [Текст] / С.С. Степанов - Москва: ВЛАДОС, 2010. - 38 с.
27 Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков [Текст] / ред. Н.В. Вострокнутов. – М: АСТ, 2012. - 183 с.
28 Фридман, Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика [Текст] / Л.М.Фридман - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. - 64 с.
29 Цетлин, B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся [Текст] / В.С.Цетлин- М.: Знание, 2009. - 77 с.
30 Меры профилактики дизадаптации младших школьников [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. – Режим доступа:
http://veselajashkola.ru/shkola/mery-profilaktiki-dizadaptacii-mladshix shkolnikov-2/
Своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его адаптацию в учебном поведении [19].
Причины полной дезадаптации чрезвычайно многообразны. Они могут быть вызваны несовершенством педагогической работы, неблагоприятными социально-бытовыми условиями, отклонениями в психич