Патриотическое воспитание младших школьников в проектной деятельности

Выпускная квалификационная работа, в которой автор задался целью теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации программы патриотического воспитания младших школьников в проектной деятельности. В ходе исследования автор представил психолого-педагогическую характеристику учащихся младшего школьного возраста; привел сущностную характеристику понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в науке; рассмотрел проектную деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников; выполнил диагностику уровня патриотической воспитанности младших школьников; описал программу патриотического воспитания младших школьников в проектной деятельности; выполнил обсуждение результатов внедрения программы патриотического воспитания младших школьников в проектной деятельности.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
25.10.2022
Объем файла
192 Кб
Количество страниц
50
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования. Преобразования в стране начала XXI века определили крутой поворот в новейшей истории России, который сопровождают изменения в социально-экономической, политической и духовной сфере общества и сознании граждан. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования выступает соблюдение принципа приоритета патриотизма в процессе воспитания и обучения детей.
 

Содержание

Введение 3

Глава I Теоретические основы изучения патриотического воспитания младших школьников в проектной деятельности 7

1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста 7

1.2 Сущностная характеристика понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в науке 16

1.3 Проектная деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников 22

Глава II Изучение уровня патриотической воспитанности учащихся 2 класса школы №2 г. Каширы 29

2.1 Организация диагностики патриотической воспитанности младших школьников 29

2.2 Результаты диагностики патриотической воспитанности учащихся 2 класса 31

Глава III Программа патриотического воспитания младших школьников в проектной деятельности 43

3.1 Содержание программы патриотического воспитания младших школьников в проектной деятельности 43

3.2 Результаты внедрения программы патриотического воспитания младших школьников в проектной деятельности 47

Заключение 60

Список использованной литературы 62

Приложение…………………………….……………………………………..67

Список использованной литературы

1. Аленина, С.В. Виды деятельности по формированию нравственных качеств личности / С.В. Аленина // Психолого-педагогические инновационные технологии в развитии личности на разных возрастных этапах : материалы науч.-практ. конф. (28 нояб. 2014 г. ; Шадринск) / сост. С.В. Истомина. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2015. – Ч. 2. – С. 5–8.

2. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2015. – 256 с.

3. Берестнева, Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы / Е.В. Берестнева // Начальная школа. – 2011. – № 6. – С. 15–17.

4. Блонский, П.П. Психология младшего школьника : избранные псих. труды / П.П. Блонский ; под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской ; Академия педагогических и соц. наук, Московский психолого.-соц. институт. – М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 2017. – 574 с.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте : монография : цикл статей / Л.И. Божович. – М. : Питер, 2018. – 400 с.

6. Болдырев, Н.И. Классный руководитель / Н.И. Болдырев. – 2-е изд., исправ. и допол. – М. : Просвещение, 2018. – 271 с.

7. Бузарова, Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 338–353. 

8. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М. : Академия, 2011. – 624 с.

9. Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков ; Моск. гос. обл. ун-т. – М. : Академический Проект ; М. : Альма Матер, 2015. – 206 с.

10. Волкова, М.С. Деятельностно-ценностные задачи в проектной деятельности младших школьников / М.С. Волкова // Педагогические технологии. – 2011. – № 1. – С. 58–63.

11. Все о младшем школьнике / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 399 с.

12. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, 2013. – 1136 с.

13. Гафиатулина, Н.Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов / Н.Х. Гафиатулина, А.В. Роженко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2019. – 288 с.

14. Горелик, Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение : кн. для учителя : из опыта работы / Ф.Б. Горелик. – М. : Просвещение,2016. – 207 с.

15. Горелова, Е.В. Философское обоснование гражданского и патриотического воспитания / Е.В. Горелова, Н.Ф. Седова // Философия образования. – 2011. – № 2 (35). – С. 112–118.

16. Давыдов, В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка : содержание и структура учебной деятельности / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М. : Академия, 2011. – С. 91–94.

17. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М. : Директ-Медиа, 2014. – 7602 с.

18. Дементьев, Д.Н. Становление патриотического воспитания в отечественной педагогике и образовании / Д.Н. Дементьев // Преподаватель XXI век. – 2020. – № 3. – Ч. 1. – С. 121–127.

19. Доможирова, Е.С. Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения / Е.С. Доможирова, Н.М. Жданова // Профессиональный дебют – 2020 : сб. науч. ст. / Шадр. гос. пед. ин-т, физико-мат. фак. ; ред. : Н.Н. Выборова, О.И. Чикунова. – Шадринск : ШГПИ, 2020. – С. 424–427.

20. Духовно-нравственное воспитание младших школьников / Н.В. Плотникова и др. // Методист. – 2011. – № 10. – С. 35–42.

21. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами : кн. для воспитателя дет. сада / А.Д. Жариков. – М. : Просвещение, 2010. – 192 с.

22. Жданова, Н.М. Патриотическое воспитание младших школьников, как одно из приоритетных направлений формирования базовых национальных ценностей личности в начальной школе / Н.М. Жданова // Вестник Шадринского государственного педагогического института : науч. журн. – 2015. – № 2 (26). – С. 20–23.

23. Жуковская, Р.И. Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. – М. : Просвещение, 2015. – 238 с.

24. Захаревич, М.А. Воспитательная система гражданского становления / М.А. Захаревич и др. // Заместитель директора по воспитательной работе. – 2019. – № 4. – С. 4–53.

25. Иванова, Н.В. Проектная деятельность в начальной школе : трудности и ошибки / Н.В. Иванова // Начальное образование. – 2011. – № 5. – С. 9–14.

26. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях / Н.В. Ипполитова //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2016. – Т. 8. – № 4. – С. 9–15.

27. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2003. – 176 с.

28. Корчажинская, С. Воспитываем патриотов / С. Корчажинская // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 6. – С. 27–30.

29. Кузнецова, Т.В. Проектно-исследовательская деятельность как образовательный ресурс для учащихся и педагогов / Т.В. Кузнецова // Начальное образование. – 2011. – № 3. – С. 46–51.

30. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники. Особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М. : Эксмо, 2019. – 176 с.

31. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2019. – 423 с.

32. Леонтьева, А.А. Патриотическое воспитание и «национальное образование» / А.А. Леонтьева // Начальная школа : плюс до и после. – 2012. – № 4. – С. 4–6.

33. Макаренко, А.С. О воспитании : избранное / А.С. Макаренко. – М. : Политиздат, 2018. – 256 с.

34. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 106 с.

35. Махнева, О.С. Теоретические подходы к проблеме патриотического воспитания младших школьников / О.С. Махнева // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 11. – С. 96–100.

36. Мищенко, Л.И. К вопросу о проектировании содержания современного педагогического образования / Л.И. Мищенко // Ученые записки. – 2012. – № 2. – С. 151–154.

37. Нечитайлова, Е.В. Как организовать проектную деятельность учащихся / Е.В. Нечитайлова // Химия в школе : науч.-метод. журн. – 2020. – № 7. – С. 19–23.

38. Пантеллева, Н. История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам / Н. Пантеллева // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 2. – С. 36–40.

39. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье : дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. – СПб. : Питер, 2016. – 237 с.

40. Петрова, Л.И. Воспитание младшего школьника / Л.И. Петрова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2018. – 352 с.

41. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 191 с.

42. Поштарева, Т. Патриотическое воспитание / Т. Поштарева // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 7. – С. 28–31.

43. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М.К. Господникова и др. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2011. – 131 с.

44. Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе / М.Б. Романовская. – М. : Педагогический поиск, 2016. – 160 с.

45. Семенова, А.С. Как воспитывать чувство патриотизма / А.С. Семенова // Начальная школа. – 2013. – № 9. – С. 77–79.

46. Синягина, Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриотизма / Н.Ю. Синягина // Воспитание школьников. – 2011. –№ 1. – С. 23–26.

47. Страхова, И.А. Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий / И.А. Страхова // Методист. – 2012. – № 4. – С. 12–17.

48. Стюхина, Г.А. Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста : лекции / Г.А. Стюхина. – М. : Первое сентября, 2020. – 92 с.

49. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М. : Школьная пресса, 2013. – 192 с.

50. Сырицына, С.И. Особенности физического и умственного развития младших школьников / С.И. Сырицына // Директор школы. – 2019. – № 4. – С. 74–80. 

51. Терпигина, Е.Н. Интеграция в проектной деятельности / Е.Н. Терпигина, Е.В. Герасимова, Н.В. Кекина // Детский сад от А до Я : науч.-метод. журн. для педагогов и родителей. – 2013. – № 3(63). – С. 88–96.

52. Хазиев, В.Б. Проектная форма обучения и реформа образования / В.Б. Хазиев // Психология в образовании. – М., 2011. – Вып. 15. – С. 3–14.

53. Хайрулин, Ш.Ш. Формирование духовности курсанта через воспитание патриотизма / Ш.Ш. Хайрулин // Журнал гуманитарных наук. – 2016. – № 15. – С. 141–143.

54. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. –4-е изд., перераб. и допол. – М. : Гардарики, 2017. – 519 с.

55. Шайденко, Н.А. Идеи патриотизма в истории отечественной педагогики : от дореволюционного периода к современной России / Н.А. Шайденко // Alma mater. – 2012. – № 1. – С. 49–53.

56. Шастова, О.В. Сущность понятия «патриотическое воспитание» и его структура / О.В. Шастова // Научный поиск : науч.-метод. журн. – 2011. – № 1 (2). – С. 232–235.

57. Шипарева, Г.А. Модель организации проектной деятельности учащихся / Г.А. Шипарева // Образование в современной школе. – 2011. – № 4. – С. 8–11.

58. Щукина, Г.И. Педагогика школы / Г.И. Щукина. – М. : Просвещение, 2017. – 384 с.

59. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2016. – 384 с.

60. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон ; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – М. : Прогресс, 2016. – 344 с.

Для патриотического воспитания должно происходить взаимодействие ребёнка с взрослым – общение и совместная деятельность, которые будут направлены на приобщение к национальной и региональной культуре, к природе родного края; на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, моральных норм и принципов, которые становятся внутренними мотивами поведения.
Патриотизм далеко не означает ненависть и неуважение к другим народам. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою родину должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у учащегося в первую очередь под влиянием родит