Логопедическая работа по формированию темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста с заиканием
ВВЕДЕНИЕ
В Международной Классификации Болезней (МКБ-10), заикание определяется, как нарушение речи, с частыми повторениями или пролонгацией звуков, слогов или частыми остановками, или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Заикание у дошкольников обнаруживается не редко, оно препятствует коммуникации и социализации в обществе и являяется сложнейшей проблемой логопедии, в теоретическом, и в практическом аспектах. Актуальность исследования определяется тем, что заикание наиболее сложно поддается коррекции. Проблема изучения данного речевого недуга стоит достаточно остро. Отечественные авторы, Л. И. Белякова и Е.А. Дьякова, утверждают, что в настоящее время проблема заикания стоит очень остро в логопедии. Не только в России, но и за рубежом проблема заикания остается сложной как в теоретическом, так и в практическом её изучении. Множество людей нуждаются в помощи высококвалифицированных специалистов, таких как логопед, невролог, психолог.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ТЕМПА И РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ
1.1. Теоретическое изучение зарубежной и отечественной литературы по вопросам формирования темпа и ритма речи у детей с заиканием
1.2 Формирование темпо-ритмических характеристик речи
у дошкольников.
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с заиканием
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ТЕМПА И РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ
2.1 Описание контингента испытуемых и хода проведения констатирующего эксперимента
2.2. Организация и методы констатирующего эксперимента
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ТЕМПА И РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ
3.1 Принципы и теоретические аспекты проведения коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений темпа и ритма у дошкольников с заиканием
3.2. Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений темпа и ритма у дошкольников с заиканием
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не найдено
Необходимо научить детей выполнять все действия без лишнего шума, вслушиваться в речь взрослых и ответы товарищей, отвечать организованно, когда спросят, и о том, о чем спросят, не перебивать товарищей. Большое значение придается речи взрослых.
Речь их должна быть спокойной, вопросы - четко сформулированы, с соблюдением пауз между вопросом и ответом ребенка. Следует дать время на обдумывание ответа, говорить в нормальном темпе, не замедляя своей речи и не требовать замедленной речи от детей.
Непосредственную подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения заикающихся детей целесообразно начинать в феврале, так как благодаря коррекционно-развивающему обучению к этому времени заикающийся ребенок может говорить без запинок целые фразы. Занятия проводятся логопедом один раз в неделю. Работа по развитию фонематического слуха у детей протяжении всего периода подготовки к овладению элем тарными навыками письма и чтения проводится в форме дидактических игр и упражнений.
Дети учатся составлять предложение из слов, делить его слова с указанием их последовательности, составлять схему. В мае занятия по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения заканчиваются. Последовательность развития навыков пользования самостоятельной речью без заикания.