Формирование графического навыка у дошкольников с задержкой психического развития посредством штриховки

Выпускная квалификационная работа, целью которой является теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития графических навыков посредством штриховки. В ходе исследования автор изучает теоретические основы развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития графических навыков посредством штриховки; выявляет уровень развития графического навыка у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; разрабатывает и апробирует содержание занятий с использованием штриховки, методы и приемы работы с ней для развития графического навыка у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.10.2022
Объем файла
280 Кб
Количество страниц
0
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Вопросы воспитания, обучения и развития дошкольников с задержкой психического развития по-прежнему важны в современном обществе, так как наблюдается значительная отрицательная тенденция роста количества детей данной категории, что во многом связано как с неблагоприятной ситуацией в стране. Микросреда становления ребенка с задержкой психического развития и внешние причины, связанные с потребностью разработки новых методов коррекции развития детей с ограниченными возможностями, подготовки их к обучению в школе. Одним из основных качеств, заложенных в структуре готовности детей к школе, считается графическая способность [5].
Благодаря этому навыку дошкольник может овладеть особой формой письменной речи. У дошкольников с задержкой психического развития могут возникнуть трудности в обучении письма: таким детям сложно держать ручку, понижается или повышается тонус мышц рук, что приводит к затруднениям в развитии графических навыков.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования графического навыка у дошкольников с задержкой психического развития посредством штриховки 7

1.1. Понятие задержки психического развития, его причины и классификация 7

1.2. Характеристика типичных нарушений графического навыка у дошкольников с задержкой психического развития 18

1.3. Особенности формирования графического навыка у дошкольников с задержкой психического развития посредством штриховки 20

Выводы по 1 главе 24

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию графического навыка у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством штриховки 25

2.1.   Организация и методика изучения уровня сформированности   графического навыка у дошкольников с задержкой психического развития на констатирующем этапе 25

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31

2.3. Формирование графического навыка у дошкольников с задержкой психического развития посредством штриховки на формирующем этапе 37

2.4. Анализ результатов коррекции нарушений графических навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР на контрольном этапе 45

Выводы по 2 главе 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ахметова, Г. Понятие и сущность логического мышления в психологии и педагогике / Г. Ахметова, М. Е. Бекболганова, А. Мухаева// Евразийский союз ученых. – 2016. – № 1-3. – С. 9-11.

2. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. – М.: Эксмо, 2017. – 464 с.

3. Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме : методическое пособие / И. А. Быкова. – СПб. : Детство-Пресс, 2016. – 94 с.

4. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, 1987. –202 с.

5. Глуханюк, Н.   С.   Общая   психология:   учебное   пособие   / Н. С. Глуханюк. – М.: Академия, 2017. – 272 c.

6. Григорьева, Е. Л. Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей / Е. Л. Григорьева // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 920-922.

7. Гуткина,   Н.   И.   Психологическая    готовность    к    школе    / Н. И. Гуткина. – СПб., 2004. – 208 с.

8. Дети   с   задержкой   психического    развития    /    под    ред. В. И. Лубовского [и др.]. – М., 2015.

9. Дурова, Н. В. Обучение дошкольников грамоте / Н. В. Дурова. – М.: Школьная Пресса, 2016. – 216 с.

10. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. стребелева. – М. : Просвещение, 2015. – 272 с.

11. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей : методическое пособие / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. – М. : Просвещение, 2015. – 206 с.

12. Журова, Л. Е.   Обучение   грамоте   детей   в   детском   саду   / Л. Е. Журова. – М. : Академия, 2015. – 118 с.

13. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет : пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 1 : Формирование зрительно- предметного гнозиса и зрительно-моторной координации / О. Б. Иншакова. – М. : Владос, 2003.

14. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет : пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 2 : Формирование элементарного графического навыка / О. Б. Иншакова. – М. : Владос, 2003.

15. Кирейчева, Е. В. Диагностика и формирование психологической готовности   детей   к    обучению   в   школе    :    методическое   пособие    / Е. В. Кирейчева, А. В. Кирейчев. – Киев : Педагогическая пресса, 2000. – 96 с.

16. Колесникова, Е. В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» / Е. В. Колесникова. – М. : Педагогика, 2016. – 120 с.

17. Колесникова, Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет : учеб.-метод.   пособие   к   рабочей   тетради   «От   А   до   Я»   / Е. В. Колесникова. – М. : Педагогика, 2017. – 116 с.

18. Крупенчук, О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией / О. И. Крупенчук // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6.

19. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: моногр. / К. С. Лебединская, В. В. Лебединский. – М. : Академический Проект, 2015. – 304 c.

20. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М. : ВЛАДОС, 2016. – 256 с.

21. Переслени,   Л.   И.   Особенности   внимания   и   восприятия    / Л. И. Перелесни, П. В. Шохин // Обучение детей с задержкой психического развития. – М. : Просвещение, 2015. – 250 с.

22. Подрезова, И. А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5 – 7 лет с речевыми нарушениями / И. А. Подрезова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.

23. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум / Д. М. Рамендик. – М. : Форум, 2016. – 304 c.

24. Скопкарева, С. Л, Гришанова И. А. Инновационные процессы в системе образования: сб. материалов ⅩⅠⅤ итоговой науч. – практ. конф. / под ред. С. Л. Скопкаревой, И. А. Гришановой. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин.-т, 2020. – 348 с. 

25. Слепович, Е. С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте / Е. С. Слепович. – М. : Владос, 2014. – 124 с.

26. Тимощенко, Е. Г. Развитие графомоторного навыка у детей (консультация для родителей) / Е. Г. Тимощенко // Логопед. – 2012. – № 5.

27. Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму / С. О. Филиппова. – СПб. : Питер, 2015. – 94 с.

28. Филичева, Т. Б. Логопедия. Теория и практика / (под ред. д.п.н. профессора Т. Б. Филичевой). Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2019. – 608 с. 

29. Хозяинова, М. А. Учимся штриховать (семинар-практикум для родителей детей 5 – 6 лет) / М. А. Хозяинова // Логопед. – 2012.

30. Шадриков, В. Д. Общая   психология   /   В.   Д.   Шадриков, В. А. Мазилов. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 411 c.

31. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция ЗПР у детей : пособие для уч. и спец. коррекц.-развив. обуч. / С. Г. Шевченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 224 с.

32. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. – М. : Аркти, 2015.

33. Штейнмец, А. Э.   Общая   психология:   учебное   пособие   / А. Э. Штейнмец. – М. : Академия, 2018. – 496 c.

 

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) испытывают сложности в овладении техникой письма, или графическим функциями, поскольку у большинства детей с ЗПР имеются нарушения двигательного праксиса, ограничено поле зрения, отмечается утомляемость всех мышц, участвующих в акте письма.
Многие дети на письме с трудом удерживают образец, начертание графических элементов, забывают, как ведётся штрих, нередко затрудняются в проведении прямых горизонтальных и вертикальных линий. Дети быстро утомляются и им необходимо больше времени для отдыха.
Особенности формирования графического навыка у дошкольников с задержкой психического развития посредством штриховкиОдна из основных задач в работе со старшими дошкольниками с ЗПР – совершенствование двигательных функций, а именно развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графических навыков, низкий уровень развития которых отрицательно сказывается на усвоении программы п