Формирование графического навыка у дошкольников с задержкой психического развития посредством штриховки
Введение
Вопросы воспитания, обучения и развития дошкольников с задержкой психического развития по-прежнему важны в современном обществе, так как наблюдается значительная отрицательная тенденция роста количества детей данной категории, что во многом связано как с неблагоприятной ситуацией в стране. Микросреда становления ребенка с задержкой психического развития и внешние причины, связанные с потребностью разработки новых методов коррекции развития детей с ограниченными возможностями, подготовки их к обучению в школе. Одним из основных качеств, заложенных в структуре готовности детей к школе, считается графическая способность [5].
Благодаря этому навыку дошкольник может овладеть особой формой письменной речи. У дошкольников с задержкой психического развития могут возникнуть трудности в обучении письма: таким детям сложно держать ручку, понижается или повышается тонус мышц рук, что приводит к затруднениям в развитии графических навыков.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования графического навыка у дошкольников с задержкой психического развития посредством штриховки 7
1.1. Понятие задержки психического развития, его причины и классификация 7
1.2. Характеристика типичных нарушений графического навыка у дошкольников с задержкой психического развития 18
1.3. Особенности формирования графического навыка у дошкольников с задержкой психического развития посредством штриховки 20
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию графического навыка у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством штриховки 25
2.1. Организация и методика изучения уровня сформированности графического навыка у дошкольников с задержкой психического развития на констатирующем этапе 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
2.3. Формирование графического навыка у дошкольников с задержкой психического развития посредством штриховки на формирующем этапе 37
2.4. Анализ результатов коррекции нарушений графических навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР на контрольном этапе 45
Выводы по 2 главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ахметова, Г. Понятие и сущность логического мышления в психологии и педагогике / Г. Ахметова, М. Е. Бекболганова, А. Мухаева// Евразийский союз ученых. – 2016. – № 1-3. – С. 9-11.
2. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. – М.: Эксмо, 2017. – 464 с.
3. Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме : методическое пособие / И. А. Быкова. – СПб. : Детство-Пресс, 2016. – 94 с.
4. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, 1987. –202 с.
5. Глуханюк, Н. С. Общая психология: учебное пособие / Н. С. Глуханюк. – М.: Академия, 2017. – 272 c.
6. Григорьева, Е. Л. Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей / Е. Л. Григорьева // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 920-922.
7. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – СПб., 2004. – 208 с.
8. Дети с задержкой психического развития / под ред. В. И. Лубовского [и др.]. – М., 2015.
9. Дурова, Н. В. Обучение дошкольников грамоте / Н. В. Дурова. – М.: Школьная Пресса, 2016. – 216 с.
10. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. стребелева. – М. : Просвещение, 2015. – 272 с.
11. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей : методическое пособие / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. – М. : Просвещение, 2015. – 206 с.
12. Журова, Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду / Л. Е. Журова. – М. : Академия, 2015. – 118 с.
13. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет : пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 1 : Формирование зрительно- предметного гнозиса и зрительно-моторной координации / О. Б. Иншакова. – М. : Владос, 2003.
14. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет : пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 2 : Формирование элементарного графического навыка / О. Б. Иншакова. – М. : Владос, 2003.
15. Кирейчева, Е. В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе : методическое пособие / Е. В. Кирейчева, А. В. Кирейчев. – Киев : Педагогическая пресса, 2000. – 96 с.
16. Колесникова, Е. В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» / Е. В. Колесникова. – М. : Педагогика, 2016. – 120 с.
17. Колесникова, Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет : учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «От А до Я» / Е. В. Колесникова. – М. : Педагогика, 2017. – 116 с.
18. Крупенчук, О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией / О. И. Крупенчук // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6.
19. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: моногр. / К. С. Лебединская, В. В. Лебединский. – М. : Академический Проект, 2015. – 304 c.
20. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М. : ВЛАДОС, 2016. – 256 с.
21. Переслени, Л. И. Особенности внимания и восприятия / Л. И. Перелесни, П. В. Шохин // Обучение детей с задержкой психического развития. – М. : Просвещение, 2015. – 250 с.
22. Подрезова, И. А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5 – 7 лет с речевыми нарушениями / И. А. Подрезова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.
23. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум / Д. М. Рамендик. – М. : Форум, 2016. – 304 c.
24. Скопкарева, С. Л, Гришанова И. А. Инновационные процессы в системе образования: сб. материалов ⅩⅠⅤ итоговой науч. – практ. конф. / под ред. С. Л. Скопкаревой, И. А. Гришановой. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин.-т, 2020. – 348 с.
25. Слепович, Е. С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте / Е. С. Слепович. – М. : Владос, 2014. – 124 с.
26. Тимощенко, Е. Г. Развитие графомоторного навыка у детей (консультация для родителей) / Е. Г. Тимощенко // Логопед. – 2012. – № 5.
27. Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму / С. О. Филиппова. – СПб. : Питер, 2015. – 94 с.
28. Филичева, Т. Б. Логопедия. Теория и практика / (под ред. д.п.н. профессора Т. Б. Филичевой). Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2019. – 608 с.
29. Хозяинова, М. А. Учимся штриховать (семинар-практикум для родителей детей 5 – 6 лет) / М. А. Хозяинова // Логопед. – 2012.
30. Шадриков, В. Д. Общая психология / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 411 c.
31. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция ЗПР у детей : пособие для уч. и спец. коррекц.-развив. обуч. / С. Г. Шевченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 224 с.
32. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. – М. : Аркти, 2015.
33. Штейнмец, А. Э. Общая психология: учебное пособие / А. Э. Штейнмец. – М. : Академия, 2018. – 496 c.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) испытывают сложности в овладении техникой письма, или графическим функциями, поскольку у большинства детей с ЗПР имеются нарушения двигательного праксиса, ограничено поле зрения, отмечается утомляемость всех мышц, участвующих в акте письма.
Многие дети на письме с трудом удерживают образец, начертание графических элементов, забывают, как ведётся штрих, нередко затрудняются в проведении прямых горизонтальных и вертикальных линий. Дети быстро утомляются и им необходимо больше времени для отдыха.
Особенности формирования графического навыка у дошкольников с задержкой психического развития посредством штриховкиОдна из основных задач в работе со старшими дошкольниками с ЗПР – совершенствование двигательных функций, а именно развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графических навыков, низкий уровень развития которых отрицательно сказывается на усвоении программы п