Развитие у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи в процессе логопедических занятий

Цель исследования: на основе изучения научной литературы и эмпирического исследования установить психолого-педагогические условия развития у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.10.2022
Объем файла
133 Кб
Количество страниц
43
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение 

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной ситуацией, и говорящий может полностью не отражать в речи содержания своей мысли. Контекстная речь требует построения высказывания без учета ситуации, с опорой только на языковые средства.  Связную речь изучали такие ученые, как Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др. Успешное развитие связной речи у ребенка зависит от таких факторов, как условия речевой среды, психологические особенности ребенка и его познавательная активность. У умственно отсталых детей имеется недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Словарный запас этих детей значительно беднее, чем у нормальных детей. Наблюдается большая разница между объемом пассивного и активного словаря. Активный словарь этих детей гораздо меньше по объему пассивного. Речь детей младшего школьного возраста состоит в основном из существительных и обиходных глаголов. А, следовательно, становление связной речи у детей с умственной отсталостью осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Научно-теоретические основы развития у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи на логопедических занятиях 6

1.1. Закономерности развития связной устной речи в онтогенезе 6

1.2. Особенности развития связной устной речи у детей с лёгкой степенью умственной отсталости  12

1.3. Методические аспекты логопедической работы по развитию у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи 17

Выводы по1 главе 24

Глава 2. Организация, содержание и результаты эмпирического исследования 25

2.1. Общая организация исследования 25

2.2. Изучение особенностей и выявление уровня развития у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи  28

2.3. Программно-методические аспекты  работы по развитию у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи на логопедических занятиях 33

Выводы по 2 главе 40

Заключение 42

Аннотация 44

Список использованных источников и литературы 46

Список использованных источников и литературы

1. Аксёнова, А.К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках [Текст] / А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская // Дефектология. – 1987. – №6. – С. 1 – 11. 

2. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С.Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 189 с.

3. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – С. 426 – 450. 

4. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 504 c.

5. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч. Т. 4. – М.: Педагогика, 1982. – 432 c.

6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 471 с. 

7. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык и речь [Текст]  / Н.И. Жинкин. – М.: Просвещение, 1972. – С. 9 – 31.

8. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] / Н.И. Жинкин // Советская педагогика. – 1954. – № 6 – С. 22. 

9. Жинкин, Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: Знание, 1969. – 204 с.

10. Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся III – VII классов [Текст] / Н.И. Жинкин // Психология усвоения грамматики, орфографии и развития письменной речи. – 1956. – Вып. 78. – С. 141 – 250. 

11. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: Наука, 1982. – 159 с.

12. Жинкин, Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи [Текст] / Н.И. Жинкин // Вопросы языкознания. – 1964. – № 6. – С. 26 – 38.

13. Жинкин, Н.И. Психологические особенности спонтанной речи [Текст] / Н.И.Жинкин // Иностранные языки в школе. – 1965. – № 4. – С. 2 – 10.

14. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи [Текст] / Н.И. Жинкин // Вестник практической психологии образования. – 2012. – №4. – С. 39 – 41.

15. Жинкин, Н.И. Сенсорная абстракция [Текст] / Н.И. Жинкин // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. –  1978. № 6. – С. 38 – 59. 

16. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.В. Занков. – М.: Дом педагогики, 1999. – 608 с. 

17. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] / Л.В. Занков. – М.: Учпедгиз, 1939. – 64 с.

18. Зимняя, И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения [Текст] / И.А. Зимняя // Смысловое восприятие речевого сообщения. – 1976. – №1. – С. 57 – 64.

19. Зимняя, И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи (Применительно к задачам обучения иностранному языку) [Текст] / И.А. Зимняя // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. –1977. – С. – 250.

20. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.

21. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.

22. Коробкова, О. Ф. Развитие связной речи школьников с нарушением интеллекта в условиях образовательных стандартов [Текст] / О. Ф. Коробкова // Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею Института специального образования. – Екатеринбург, 2015. – С. 115 –117. 

23. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2000. – 254 с. 

24. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] / Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1975. – 173с. 

25. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р.И. Лалаева. – М.: Наука-Питер, 2004. – С. – 8–11.

26. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 1999. – 123 с. 

27. Лалаева, Р.И. Формирование операций порождения связных высказываний у умственно отсталых школьников [Текст] / Р.И. Лалаева // Принципы и методы логопедической работы. – № 1. – 1984. – С. 16 – 33. 

28. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2006. – 287 с. 

29. Леонтьев, А.А. Признаки связности и цельности текста [Текст] / А.А. Леонтьев //Лингвистика текста / Материалы науч. конфер. – Москва, 1975. – Ч. 1. – С. 168 – 172.

Обобщив данные по четырем диагностическим заданиям, мы выявили, что у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости нарушены причинно-следственные связи при составлении рассказа. При рассказе дети использовали простые предложения или фразы. Некоторые только отвечали на вопросы. Было выявлено, что младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости имеют средний (25%), ниже среднего (16,6%), а также низкий (58,4%) уровни развития связной устной речи. В логопедической работе по развитию связной устной речи учитываются общие дидактические принципы. Система логопедической работы должна учитывать поэтапность развития основных операций порождения связного текста. С опорой на методические рекомендации А.К. Аксёновой, Э.В. Якубовской, Р.И. Лалаевой нами было выделено два направления логопедической работы. Данные направления направлены на развитие связной устной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. В рамках каждого направления логопедической работы необходимо использовать коррекционно-развивающие задания, с помощью которых можно добиться хороших результатов по развитию связной устной  у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.