Реализация технологии «перевернутый класс» при обучении математике в старших классах
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: современный этап развития образования невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий. Они позволяют вывести образовательный процесс на качественно новый уровень, обеспечивая интерактивность, визуализацию и индивидуализацию обучения. Однако использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовании требует применения новых образовательных технологий. Одной из них является технология «Перевернутый класс». Степень разработанности исследуемой проблемы: сегодня, как отмечают Ч. Дзюбан, Ч. Грэм, П. Д. Москаль, А. Норберг, актуальным становится «сочетание традиционных форм передачи информации в аудитории с элементами онлайн-обучения, дополняющего и поддерживающего образовательное пространство» [2]. Такая педагогическая технология, технология смешанного обучения, эффективно используется при организации непрерывного дидактического процесса. Предлагаются три варианта смешения учебных сред: смена форматов; перевёрнутый класс; автономная группа. В условиях массового распространения дистанционного и онлайн-обучения наибольшие перспективы в плане поддержки качественного образования именно у формата «Перевёрнутый класс», так как в рамках такой модели традиционная передача знаний переходит из группового образовательного пространства в аудитории в индивидуальное, а само информационное пространство превращается в динамическую интерактивную среду, где учитель становится тьютором. В своих работах данные ученые уточняют сущность реализации модели «Перевернутый класс» в современном образовательном процессе и выявляют особенности применения технологии при обучении математике, информатике и другим предметам [1].
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические основы внедрения технологии «перевернутый класс» при обучении математике в старших классах 8
1.1. Обучение математике в старших классах: цели, функции и основные методы 8
1.2. Сущность и отличительные особенности технологии «перевернутый класс» 16
1.3. Преимущества технологии «перевернутый класс» при обучении математике в старших классах и сложности её внедрения 22
Выводы по первой главе 29
2. Методические основы реализации технологии «перевернутый класс» при обучении математике в старших классах 31
2.1. Организационно-педагогические условия реализации технологии «перевернутый класс» 31
2.2. Методические рекомендации по реализации технологии «перевернутый класс» 37
2.3. Педагогический эксперимент и его результаты 65
Выводы по второй главе 70
Заключение 72
Список используемой литературы 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безрукова, А. С. Методика «Перевёрнутого класса» в реализации требований ФГОС ООО / А. С. Безрукова, Н. А. Леонгард, А. И. Матвеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4. — С. 275-277.
2. Круподерова, Е. П. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды / Е. П. Круподерова, К. Р. Круподерова, Н. С. Кадиленко. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — №64-1. — С. 179-182.
3. Крылова, А. С. Формирование ИКТ-компетентности в процессе реализации образовательной модели «Перевернутое обучение» / А. С. Крылова. – Текст : непосредственный // Academy. — 2016. — № 1(4). — С. 99-101.
4. Логинова, А. В. Особенности использования и принципы функционирования педагогической модели «Перевернутый класс» / А. В. Логинова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 1114-1119.
5. Мандель, Б. Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов / Б. Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. — 261 с. — ISBN: 978-5-4499-0067-8. – Текст : непосредственный.
6. Методика обучения математике : учебник для академического бакалавриата / под ред. доктора педагогических наук, проф. Н. С. Подходовой. – Часть 1 – Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 274 с. — ISBN: 978-5-9916-7001-2 — URL: https://biblio-online.ru/viewer/3655D370-D680-4D7A-88EA-CE49E0C5F5A3 (дата обращения 20.11.2021). – Текст : электронный.
7. Никишина О. В. Обзор платформ для реализации технологии «Перевернутый класс» / О. В. Никишина // Наука, технологии, образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей Международной научно-практич. конф., 17.01.2022 г. в г. Пенза. – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2022 г. С. 54-57. – Текст : непосредственный.
8. Соловьев В. П. Организация учебного процесса для повышения качества образования / В. П. Соловьев. – Текст : непосредственный // Высшее образование сегодня. – 2014. – №10. – С. 2-6.
9. Шилова О. В. Применение технологии «Перевернутый класс» при обучении математике в старших классах / О. В. Шилова, Т. А. Долматова // Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы. Сборник статей V Международной научно-практич. конф. // ЭНЖ «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – 2021 г.
10. infourok.ru : Общество с ограниченной ответственностью «Инфоурок» : сайт. – Смоленск, 2013 – . – URL: https://infourok.ru/model-uroka-perevyornutiyklass-1646265.html (дата обращения 10.12.2021). – Текст : электронный.
11. infourok.ru : Общество с ограниченной ответственностью «Инфоурок» : сайт. – Смоленск, 2013 – . – URL: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendaciirekomendaciipo-vnedreniyu-sovremennih-pedagogicheskih-tehnologiy-vpraktiku-dopolnitelnogo-obrazovani-1757474.html (дата обращения: 06.12.2021). – Текст : электронный.
12. infourok.ru : Общество с ограниченной ответственностью «Инфоурок» : сайт. – Смоленск, 2013 – . – URL: https://infourok.ru/primenenie-tehnologii-smeshannogoobucheniya-perevyornutiy-klass-kak-sredstvo-povisheniyaeffektivnosti-uroka-1607594.html (дата обращения: 15.11.2021). – Текст : электронный.
13. infourok.ru : Общество с ограниченной ответственностью «Инфоурок» : сайт. – Смоленск, 2013 – . – URL: https://infourok.ru/tehnologiya-perevyornutyj-klass-kak-effektivnoe-ispolzovanie-vremeni-i-individualizaciya-obucheniya-na-urokah-matematiki-v-stars-5546347.html (дата обращения: 24.11.2021). – Текст : электронный.
eFront. Платформа разработана греческой компанией «Epignosis» и представляет собой новое поколение eLearning систем. К преимуществам сервиса относятся естественный и ясный интерфейс, применение таких технологий, как Ajax, Unicode, LDAP, система поддерживает SCORM, позволяет обучать на нескольких языках. «eFront» имеет широкий набор компонентов, которые помогают создавать структуру занятий, тесты и учебный материал. Также платформа предоставляет возможность общаться, следить за успеваемостью и использованием системы, проводить опросы, давать задания для практических занятий. Урок состоит из модулей, которые можно включать и отключать. Макет (расположение блоков) урока легко настраивается. Учебный материал в уроке может быть представлен структурированными веб-страницами, файлами, тестами, проектами (заданиями), опросами, форумами. После установки соответствующего дополнения можно также обеспечить интеграцию с системой веб-конференций BigBlueButton. Логика изучения материала в уроке может быть определена с помощью набора правил, а обучение студент может начать и продолжить, просто нажав на кнопку Play. Данная система может применяться на всех ступенях обучения, но лучше использовать ее для работы со старшими школьниками.