Развитие у первоклассников с тяжёлыми нарушениями речи целостного зрительного восприятия на уроках математики
Введение
Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. Основной объём информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.
Такие авторы, как Л.К. Аверченко, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и другие рассматривали процесс восприятия как целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, М.Н. Русецкая, Г.В. Чиркина и другие считают, что сформированность целостного зрительного восприятия играет большую роль для ребёнка при обучении в школе. Следовательно развитие целостного зрительного восприятия младших школьников – одна из актуальных проблем развивающего обучения. Каждый учитель понимает, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, что чтобы обеспечить более успешное развитие зрительного восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания — всестороннего и гармонического развития личности.
Оглавление
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения развития у младших школьгиков с тяжёлыми нарушениями речи целостного зрительного восприятия
1.1. Понятие и особенности развития целостного зрительного восприятия у детей
1.2. Особенности развития у учащихся младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи целостного зрительного восприятия
1.3. Анализ методик, направленных на развитие у первоклассников с тяжёлыми нарушениями речи целостного зрительного воспрития на уроках математики
Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальное исследование развития у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи целостного зрительного восприятия
2.1. Организация и содержание педагогического эксперимента
2.2. Выявление особенностей и уровня развития у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи целостного зрительного восприятия
2.3. Содержание методики развития у первоклассников с тяжёлыми нарушениями речи целостного зрительного восприятия на уроках математики
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников и литературы
Список использованных источников и литературы
1.Акименко, М.В. Методика обучения математике детей с речевыми нарушениями: учебно-методическое пособие [Текст] / М.В. Акименко.-Ставрополь: Бюро новостей, 2013. - 66 с.
2.Афанасьева, Е.А. Коррекционно-педагогическая работа по профилактике дискалькулии у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи: Автореф.дис. канд.пед.наук [Текст] / Е.А. Афанасьева. – М., 2009. – 200 с.
3. Ахутина, Т.В. Трудности усвоения начального курса математики детьми младшего школьного возраста и их причины [Текст] / Т.В. Ахутина // Психологическая наука и образование. – 2001. - № 1. – С. 65-78.
4. Бардин, К.В. Чтобы ребёнок успешно учился [Текст] / К.В. Бардин. – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.
5. Белякова, Н.К. Использование наглядности в коррекционной работе для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Н.К. Белякова // Наука без границ. – 2017. - № 11. – С. 91-95.
6.Бороздина, Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник [Текст] / Г.В. Бороздина. – М.: Юрайт, 2016. – 478 с.
7.Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: учеб. пособие для СПО [Текст] / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. – М.: Юрайт, 2019. – 179 с.
8. Гермаковская, А. Дискалькулии у детей [Текст] / А. Гермаковская // Дети с проблемами в развитии. – 2004. - № 2. – С. 7- 9.
9. Грищенко, Т.А. Разработка и реализация технологии обучения слабовидящих учащихся зрительному восприятию объектов возрастающей степени сложности [Текст] / Т.А. Грищенко // Сибирский педагогический журнал. -2009. - № 9. - С. 286-294.
10. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.
11. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обседования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно–методическое пособие [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2017. – 133 с.
12. Выготский, Л.С.Мышление и речь: Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 2015.
– 352 с.
13. Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся III–VII классов [Текст] / Н.И. Жинкин // Известия АПН РСФСР. – Вып. 78, 2016. – С. 141-250.
14. Жукова, Е.А. Восприятие размера зрительных изображений школьниками с различной остротой зрения [Текст] / Е.А. Жукова, Е.Н. Щушканова, И.С. Емельянов, М.А. Попова // Вятский медицинский вестник. - 2011. - № 2. - С. 51-56.
15. Капустина, Г.М. Коррекционные приёмы обучения младших школьников математике [Текст] / Г.М. Капустина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 2. – С. 63-72.
16. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л.А. Карпенко. - М.: Политиздат, 1985.- 431 с.
17. Китик, Е.Е. Дети с тяжелыми нарушениями речи: Учебное пособие. ФГОС ОВЗ [Текст] / Е.Е. Китик, Л.Е. Томме. – М.: Просвещение, 2020. –48 с.
18. Креймер, Р.Л. Формирование учебной деятельности школьников [Текст] / Р.Л. Креймер. – М., 2012. – 95 с.
19. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.Н. Корнев. – СПб.: ИД «МиМ», 2017. – 286 с.
20. Козлова, В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике [Текст] / В.А. Козлова. - М.: Школьная Пресса, 2002. – 112 с.
21. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.
22. Лалаева, Р.И. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика, коррекция: учебно-методическое пособие [Текст] / Р.И. Лалаева, А. Гермаковская. - СПб.: «Союз», 2005. - 176 с.
23. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников [Текст] / Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 2013. – 136 с.
24. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / Р.Е. Левина / Ред. – сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2015. – 222 с.
25. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина [и др.]; под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2017. – 367 с.
26. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития [Текст] / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. - М.: Издательство «Книголюб», 2015. – 160 с.
27. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. – 1060 с.
28. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их провления и коррекции у младших школьников с ТНР с задержкой психического развития: Учебное пособие [Текст] / Е.А. Логинова; Под ред. Л.С. Волковой. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
29. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 704 с.
30. Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой; В 5 кн. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. IV: нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.
31. Лурия, А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе [Текст] / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. – 64 с.
32. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. -СПб: Питер, 2007. – 320 с.
33. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов, Т.Г. Размаева, Н.Н. Светловская. – М.: Просвещение, 2017. – 415 с.
34. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. -М.: Просвещение, 1971. – 410 с.
35. Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза [Текст] / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство «Гном и Д», 2016. – 128 с.
36. Меттус, Е.В. Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов [Текст] / Е.В. Меттус, А.В. Литвина, О.С. Турта, Е.Д. Бурина. - СПб.: КАРО, 2008. – 112 с.
37. Никулина, Г.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения [Текст] / Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 128 с.
38. Основные свойства восприятия и виды восприятия [электронный ресурс] // https://psyera.ru/5459/osnovnye-svoystva-vospriyatiya-i-vidy-vospriyatiya (дата обращения 04.05.2020).
39. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Лениздат, 2017. – 240 с.
40. Парамонова, Л.Г. Упражнения для развития письма [Текст] / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Дельта, 2015. – 208 с.
41. Перова, М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] / М.Н. Перова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 408 с.
42. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / М.Н. Перова - М.: Просвещение, 1996. – 144 с.
43. Поварова, И.А. Логопедия: нарушения речи у младших школьников [Текст] / И.А. Поварова – М.: Юрайт, 2020. – 140 с.
44. Пылаева, Н.М. Методика развития зрительно-вербальных функций «Учимся видеть и называть» [Текст] / Н.М. Пылаева // Аутизм и нарушения развития. - 2009. - № 4. - С. 16-25
45. Ремезова, Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие [Текст] / Л.А. Ремезова – Тольятти, 2002. – 147 с.
46. Руденко, А.М. Основы педагогики и психологии. Учебник [Текст] / А.М. Руденко – М.: Феникс, 2018. – 384 с.
47. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников с ТНР: Учебное пособие [Текст] / И.Н. Садовникова. -М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2015. – 274 с.
48. Сеченов, И.М. Физиология нервной системы. Избранные труды [Электронный ресурс] / И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Веденский // http://e-heritage.ru/ (дата обращения: 15.10.2021).
49. Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи: Книга для учителя [Текст] / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2015. – 144 с.
50. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. В двух томах. Том 2 [Текст] / О.А. Токарева / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селеверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с.
51. Тяжелые нарушения речи [электронный ресурс] // https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/10/18/tyazhelye-narusheniya-rechi-tnr (дата обращения 04.06.2020).
52. Урунтаева, Г.А. Психология школьников [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – 336 с.
53. Яхина, М.Т. Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи [Текст] / М.Т. Яхина // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 139-142.
Таким образом, первоклассники с тяжелыми нарушениями речи имеют низкий (60%), ниже среднего (10%), средний (20%) и выше среднего (10%) уровни развития целостного зрительного восприятия. Отмечается, что у младших школьников данной группы нарушается как сукцессивное, так и симультанное зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез. Наиболее доступным видом зрительного восприятия для учащихся первого класса с ТНР является последовательное, линейное восприятие. Ученики сравнивают предметы, располагают фигуры в пространстве, восстанавливают ряд с пропущенным звеном с небольшим количеством ошибок. Первоклассники испытывают трудности при одномоментном, целостном восприятии. Дети данной группы с трудом вычленяют зашумленные, наложенные друг на друга изображения. Зрительный анализ и синтез учащихся с ТНР также находится на низком и ниже среднего уровнях развития. Первоклассники допускают ошибки при сборе разрезной сюжетной картины. Хочется отметить, что недостаточная сформированность целостного зрительного восприятия младших школьников влияет на усвоение математических знаков и геометрических фигур: некоторые учащиеся не соотносят образ фигуры или числа с изображением.