Организация процесса логико-математического развития старших дошкольников
Введение
Одна из важнейших задач дошкольного образования – развитие интеллектуальных способностей дошкольника, особенно актуальной является данная задача для детей старшего дошкольного возраста, в рамках формирования готовности к будущему школьному обучению.
Особое внимание в процессе интеллектуального развития уделено формированию элементарных математических представлений дошкольников, развитию у них логического мышления, в частности, умения выявлять причинно-следственные связи.
Это обуславливает актуальность организации логико-математического развития старших дошкольников
Содержание
Введение 3
1.Теоретическое основы логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста 5
1.1. Понятие и способы логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Формы организации деятельности старших дошкольников в целях логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста 15
2. Опытно-экспериментальное исследование определения педагогических условий логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста 20
2.1. Основы организации логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста 20
2.2. Диагностика эффективности применения разработанных игр и упражнений для логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста 33
Заключение 45
Список литературы 48
Приложения 51
Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 2009. – 388 с.
2. Брайтерман М.Д., Соколов А.С., Архипов В.В. Коллективный способ обучения. – СПб.: Нева, 2001. – 264 с.
3. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80 с.
4. Денищева, Л.О. Теория и методика обучения математике в школе: Учебное пособие / Л.О. Денищева, А.Е. Захарова, И. Зубарева. - М.: Бином, 2014. - 247 c.
5. «Доклад логическое мышление»: https://multiurok.ru/files/doklad-kriticheskoe-myshlenie.html
6. Дорофеев Г.В. и др. Об учебнике «Алгебра и начала анализа» для профильного курса математики в 2 классе//Математика в школе. – 2013. – № 10. – с. 38–43.
7. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.
8. Зак А. 3. Диагностика мыслительной деятельности детей. М., 1993.
9. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя –– М.: Просвещение, 1985. - 64 с., ил.
10. Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах.
11. Киселев А.П. Геометрия//М: ФИЗМАТЛИТ, 2014 г.
12. Кодола, Н.В. Интервью: Методика обучения. Практические советы / Н.В. Кодола. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 174 c.
13. Козловский, С.Н. Методика обучения математике: Учебное пособие / С.Н. Козловский. - СПб.: Лань, 2015. - 512 c.
14. Минскин В.И, От игры к знаниям. – М., 19882.Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах.3.Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике.
15. Моторина Л.И. /Математика в школе. – 2018. – № 5. – с. 24–27.
16. Макарычев, Миндюк, Суворова: Математика 2 класс. Учебник. ФГОС, под ред. Теляковского, М: Просвещение, 2017 г.
17. Магомеддибирова З.А. Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в процессе обучения математике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 2. – С. 86-87.
18. Новые педагогические и информационные технологии в системе обучения младших школьников /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2018.
19. Нурминский И.И., Гладышева Н.К. «Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся» (третье издание, переработанное и дополненное) - М., 2016. с. 36-39.
20. Овсянникова Е.А. Подготовка домашних заданий в условиях группы продлённого дня. // Начальная школа. – 2019. №2. С. 56-67.
21. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2016 г.
22. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 1-5 кл. / Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – М.: Дрофа, 2012. – 320 с.
23. Суворова С.Б., Кузнецова Л.В., Минаев С.С. Методические материалы к новому учебнику//Математика в школе. – 2018. – № 4. – с. 28 – 37.
24. Столяр А.А. Педагогика математики. – Минск, 2007. – 412 с.
25. Самсонов П.И. Об обучении доказательствам //Математика в школе. – 2009. -№4. – С.34-38.
26. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. -М., 2007. – 310 с.
27. Стеблина Б. Игровые формы занятий // Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». – 2010. - №23. – С. 1-6.
28. Танеев Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике. – Екатеринбург, 2017. – 312 с.
29. Тимощук М.Е. Как научить доказывать // Математика в школе.- 2009.- №4. С. 8-40.
30. Факультативные занятия по математике в школе: Методические рекомендации / Сост. М.Г. Лускина, В.И. Зубарева. – Киров: ВГПУ, 2005.
31. Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления. – М., 2008. – 220 с.
32. Формирование приемов математического мышления /Под ред. Н.Ф. Талызиной. – М., 2008. – 214 с.
33. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. -М., 2008. – 198 с.
34. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М., 2007. – 203 с.
35. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математики в школе: Учителю математики о пед. психологии. -М., 2008.
36. Шардаков В. С. Мышление школьников. – М., 2007. 178 с.
37. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований.–Минск: Изд-во Университетское, 1990. – с. 560.
Особую роль в процессе логико-математического развития принадлежит проблемному обучению, ввиду того, что проблемные ситуации повышают эффективность процесса обучения, активизируют познавательный интерес, заставляют анализировать и обобщать, что способствует развитию логического мышления. Одним из часто применяемых в дошкольных образовательных организациях проблемных методов обучения является беседа [6 c. 43].
Проблемное обучение подразумевает противопоставление точек зрения или выработанных решений между детьми либо в формате «ребенок-педагог». В этом процессе от дошкольника требуется не только уметь критически оценивать собственную точку зрения или выработанное решение по проблеме, но и рассматривать критически ту точку зрения, которую предложил оппонент.
Данная необходимость подразумевает быстрое осмысление речи оппонента