Себестоимость продукции промышленного предприятия и пути её снижения
Введение
В жестких условиях современного рынка торговли для организации важно быть гибкой и иметь способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде в условиях действующей конкуренции. Одним из определяющих элементов конкурентоспособности является цена товара, поэтому для успешной деятельности предприятия важна стратегия снижения себестоимости для сохранения уже существующих рынков сбыта и открытия новых, а также для увеличения доли на рынке. Отсутствие на предприятии систематического снижения себестоимости продукции лишит его одного из основных источников роста прибыли и темпов производства, что приведет к снижению его эффективности.
На сегодняшний день на российском рынке основной угрозой для отрасли являются неблагоприятные общие экономические условия, поэтому в первую очередь необходимо обратить внимание на эффективную организацию производства.
Оглавление
Введение 7
1 Теоретические основы анализа себестоимости продукции предприятия 10
1.1 Понятие себестоимости товарной продукции и классификация затрат предприятия 10
1.2 Планирование и анализ себестоимости продукции предприятия 14
1.3 Основные факторы, влияющие на себестоимость продукции 20
2. Анализ себестоимости продукции ПАО «КАМАЗ» 27
2.1 Краткая характеристика предприятия 27
2.2 Анализ динамики и структуры затрат предприятия 48
2.3 Факторный анализ себестоимости 54
3. Разработка рекомендаций по повышению финансового результата ПАО «КАМАЗ» 57
3.1 Структура затрат на производство продукции ПАО «КАМАЗ» 57
3.2 Мероприятия по снижению материальных затрат на производство 60
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 68
3.4 Оценка экономического эффекта от предложенных мероприятий 78
Заключение 83
Список использованных источников 86
Приложения 91
Список использованных источников
1. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
2. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии: Учебник для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов, В.Ю. Теплышев. - М.: Дашков и К, 2020. - 400 c.
3. Акмаева Р.И. Концептуальный подход к формированию эффективного менеджмента на российских предприятиях / Р.И. Акмаева // Вестник Астрахан.гос. техн. ун-та. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2018. – № 2 (37).
4. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2020. - 320 c.
5. Ансофф И. Стратегическое управление / И.Ансофф: сокр.пер.с англ./науч.ред. и авт.предисл. Л.И. Евенко.- М.: Экономика, 2017. – 519 с.
6. Антонов Г.Д. Стратегическое управление организацией: учебное пособие / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин – М.: ИНФРА-М, 2020.
7. Антонов Г.Д., Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие / Г.Д. Антонов О.П. Иванова, В.М. Тумин – М.: ИНФРА-М, 2021.
8. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг: пер. с англ. – М.:ИНФРА – М, 2017. – 328 с.
9. Бабич, Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 336 c.
10. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2018. - 288 c.
11. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 285 c.
12. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 260 c.
13. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 365 c.
14. Бердников А. А. Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции организации / А. А. Бердников // Молодой ученый. - 2020. - №1. - С. 327- 330.
15. Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 256 c.
16. Глумаков, В.Н. Стратегический менеджмент: Практикум / В.Н. Глумаков, М.М. Максимцов, Н.И. Малышев. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 186 c.
17. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П.Голубков - М.: Финпресс, 2019.
18. Гонтарева, И.В. Управление проектами: Учебное пособие / И.В. Гонтарева, Р.М. Нижегородцев, Д.А. Новиков. - М.: ЛИБРОКОМ, 2019.-384 c.
19. Гукова, А.В. Управление предприятием: финансовые и инвестиционные решения: Курс лекций для бакалавров. Учебное пособие / А.В. Гукова, И.Д. Аникина, Р.С. Беков. - М.: ФиС, ИНФРА-М, 2018. - 184 c.
20. Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.В. Гуськов. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2017. - 192 c.
21. Еленева Ю.Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности в комплексе "предпринимательское дело" / Ю.Я. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом, 2017. - №8.
22. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В.Г. Елиферов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 319 c.
23. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / В.С. Ефремов. - М.: Финпресс, 2019.
24. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2019. - 528 c.
25. Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие / Н.Л. Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 455 c.
26. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2019. - 375 c.
27. Ивасенко А.Г. Менеджмент: Учебное пособие. - Новосибирск: НГТУ, 2018. - 97 с.
28. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. Изд. 2- е. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 167 с.
29. Квасникова В.В. Конкурентоспособность товаров и организаций: учебное пособие / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич – М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2019.
30. Коваленко А.В. Психологические основы менеджмента: Учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2017. - 80 с.
31. Кротков А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А.М. Кротков, Ю.Я. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом, 2019. - №6.
32. Круглик В.М. Конкурентоспособность предприятия (фирмы) / под общей редакцией В.М. Круглик. – М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2019.
33. Курносова Е. А. Инновационное поведение как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг / Е. А. Курносова // Инновационная экономика: материалы МНК (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2020. - С. 155-158.
34. Курский В.А. Подход к планированию эволюционного развития предприятия в конкурентной среде / В.А. Курский // Финансы и кредит, 2010.
35. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой / В.Л. Лунев - М.: Финпресс, 2017.
36. Маркетинг по нотам. Практический курс на российских примерах / под ред. Данченок Л. А. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2018.
37. Мильберг Б.Е. Определение потребностей покупателей и достижение конкурентных преимуществ (взгляд из региона) / Б.Е. Мильберг // Маркетинг в России и за рубежом, 2018. - №6.
38. Мильгром Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий / Д.А. Мильгром // Маркетинг в России и за рубежом, 2019.
39. Мокроносов А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2020.
40. Печенкин А. В. Оценка конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / А. А. Печенкин. - М.: МГЭИ, 2018.
41. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция, 2017.
42. Рузавин.Г.И. Основы рыночной экономики / Г.И. Рузавин. - М.: ЮНИТИ, 2019.
43. Фатхутдинов Р. Стратегический маркетинг: учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-синтез", 2018.
44. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2017.
45. Царев В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Царев, Канторович А.А., Черныш В.В. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.
46. Республика Татарстан [Электронный ресурс]: Статистика: отчеты ведомств. - Официальный сайт Республики Татарстан. - Режим доступа: https://open.tatarstan.ru/.
47. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Промышленное производство. - Официальный сайт ФСГС. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
48. Аналитическое агенство АВТОСТАТ [Электронный ресурс]: Грузовые автомобили. – Официальный сайт. – Режим доступа: https://www.autostat.ru/.
49. FANUC corp. [Электронный ресурс]: Продукция. – Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.fanuc.eu/ru/ru.
50. Официальный сайт ПАО «КАМАЗ»: Новости компании. – Официальный сайт. – Режим доступа: https://www.kamaz.ru/.
Также на продажи грузовиков оказывают давление обостренная геополитическая обстановка и введение санкций в отношении России.
ПАО «КАМАЗ» в первую очередь известен своими грузовыми автомобилями массой от 14 до 40 тонн. Помимо этого, компания выпускает тракторы, прицепы, автобусы, двигатели. За последние годы компания расширила свой ассортимент автомобилями повышенной грузоподъемности и городскими развозными грузовиками. Вместе с тем предприятие улучшает потребительские свойства и технические характеристики уже существующих автомобилей за счет внедрения разработок как ведущих мировых производителей, так и собственных. С 2013 года компания выпускает автомобили с двигателями международного экологического уровня «Евро-4».