Oсобенности развития лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольников с общим недоразвитием речи, говорящих на родном (татарском) языке
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Речь для человека является инструментом для взаимодействия с внешним миром. Как и любой инструмент, речь требует детальной проработки, то есть развития, но в то же время, как и любой инструмент, она может иметь изъяны и быть недостаточно сформированной или неразвитой вообще.
Экспериментами различных исследователей была проверена и доказана проблема формирования правильной речи. М.Е. Хватцевым, Л. С. Выготским, В. И. Лубовским изучены причины нарушений речи. О. В. Правдиной, С. С. Ляпидевским, Ф. А. Рау и Р. Е. Левиной разработаны классификации нарушений речи, методы обследования речи и коррекционной работы при различных речевых нарушениях. Рост детей с различными речевыми дефектами и стал причиной данной проблемы и побудил к глубокому изучению данного вопроса.
Владеть правильной речью – это грамотно оформлять высказывания, обогащая их различными частями речи. К сожалению, дети с нарушениями речи ограничены в этом, в особенности де
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты о лексико-грамматической стороне речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
2.1 Особенности развития лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 14
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи говорящих на родном (татарском) языке 19
2.1 Методика обследования лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи говорящих на родном (татарском) языке 19
2.2 Организация констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов обследования лексико-грамматической стороны речи 29
2.3 Методические рекомендации по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи говорящих на родном (татарском) языке 37
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алаева, И.В. Логопедическая коррекция нарушений предложно-падежных форм существительных у дошкольников с ОНР / И.В. Алаева, Е.В. Жулина // Проблемы современного педагогического образования, 2019 – № 63-2 – 166-168 с. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskaya-korrektsiya-narusheniy-predlozhno-padezhnyh-form-suschestvitelnyh-u-doshkolnikov-s-onr (дата обращения 14.01.2022).
Алексеева, И.А. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
Андреева, И.В. Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР / И.В. Андреева // Преемственность в образовании, 2021 – № 29 (8) – 13-23 с. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46660170_65149667.pdf (дата обращения 14.01.2022).
Аплатова, Н.С. Развитие навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.С. Аплатова, Л.В. Попова, А.С. Селиверстова // The Scientific Heritage, 2021 – № 65. – 19-22 с. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-navykov-slovoobrazovaniya-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения 14.01.2022).
Аплатова, Н.С. Развитие произвольного внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.С. Аплатова, Л.В. Попова, М.В. Харчук // The scientific heritage, 2021 – № 60-4. – 47-50 с. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44725933_34132516.pdf (дата обращения 05.11.2021).
Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Диссертация / Е.Э. Артемова – М.: Фирма Блок, 2005. – 26 с. [Электронный ресурс] URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2005/Artemova_E_E_2005.pdf (дата обращения 06.11.2021).
Архипова, С.Н. Особенности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / С.Н. Архипова, Е.В. Иванова // Молодые лидеры, 2016 – 349-353 с. [Электронный ресурс] URL: h
Лексический материал был подобран из учебно-методического комплекса «Туган телдә сөйләшәбез» [23]. Система оценивания разработана на основе методики Л. И. Лалаевой и Т. А. Фотековой. Методика состалена на татарском языке, к нему также составлен протокол обследования:
Ⅰ серия. Сөйләмнең лексик ягы.
Максат – сөйләмнең лексик ягының дәрәҗәсен табу.
Беренче бирем. Пассив сүзлекнең дәрәҗәсен тикшеру.
Исемнәр.
Сүзләр: кул, муен, терсәк, тез, кесә, яка, сәдәф, утыргыч, аяк, арка.
Инструкция: «Безгә кунакка килде курчак Айгөл. Күрсәт, кая кул? Менә аның матур күлмәге, күрсәт, кая кесә? Курчагыбыз урындыкта утыра, кая утыргыч?».
Җиһазлар: уенчыклар – курчак, күлмәк, уенчык урындык.
Сүзләр: машина, курчак, туп, ат, поезд, очкыч, эшләпә, күлмәк, тун, чалбар.
Инструкция: «Рәсемнәрне кара. Курсәт, кая машина?»
Җиһазлар: рәсемнәр – машина, курчак, туп, ат, поезд, очкыч, эшләпә, күлмәк, тун, чалбар.
Сүзләр: өстәл, ур