Эффективность использования различных дидактических средств, для успешного формирования лексических понятий у детей младшего школьного возраста

В данной курсовой работе проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме освоения лексических понятий учащимися начальной школы. Разработан план урока по теме «Формирование лексических понятий на уроках русского языка в начальной школе».
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
24.10.2022
Объем файла
76 Кб
Количество страниц
22
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос об изучении лексики в начальных классах общеобразовательной школы занимает важное место среди вопросов методики преподавания русского языка, требующих дальнейшей теоретической и практической разработки.
Необходимость в лексической работе учащихся обусловлена следующими причинами: во-первых, потому что слово играет исключительно важную роль в языке, так как, являясь центральной единицей языка, оно несет в себе разнообразную семантическую информацию - понятийную, грамматическую, эмоциональную, функционально-стилистическую; а заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях, слово обеспечивает сам процесс речевого общения людей. Во-вторых, человек имеет потребность в постоянном пополнении своего запаса слов, потому как чем большим количеством слов он владеет, тем точнее реализуется общение между людьми, как в устной, так и в письменной форме.
Современная школы основной целью обучения русскому языку младших школьников ставит развитие речи и мышле

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Общие вопросы изучения лексики русского языка в начальной школе 6

1.1. Значение лексики в курсе русского языка начальной школы 6

1.2. Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении лексики в начальной школе 8

Выводы по 1 главе 14

2. Методика лексической работы в начальной школе 15

2.1. Основные виды дидактических средств и их функции 15

2.2. План урока по теме: «Формирование лексических понятий на уроках русского языка в начальной школе» 18

Выводы по 2 главе 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В.В. Виноградов. – М., 2015. – 318 с.

2. Жукова, В.С. Обогащение словарного запаса языка учащихся на уроках русского языка [Электронный ресурс]. Код доступа: https://infourok.ru/diplom-na-temu-obogashenie-slovarnogo-zapasa-yazyka-uchashihsya-na-urokah-russkogo-yazyka-5192538.html. Дата обращения 02.03.2022.

3. Киселева, И.А. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка [Электронный ресурс]. Код доступа:https://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkiiyazyk/2014/06/02/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshikh. Дата обращения 01.03.2022.

4. Махмутов, М.И. Избранные труды: В 7 т. / М.И. Махмутов. — Казань: Магариф— Вакыт, Т.1. - 2016. -  423 с.

5. Оконь, В. Основы проблемного обучения. [Электронный ресурс]. Код доступа:https://www.studmed.ru/okon-v-osnovy-problemnogo-obucheniya_82944d83308.html. Дата обращения 02.03.2022. 

6. Прудникова, А.В. Лексика в школьном курсе русского языка / А. В. Прудникова. - М.: Просвещение, 2014. - 144с.

7. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах / Под ред. Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской. - М., 2014. - 213с.

8. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 2016. - 383с.

9. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [Электронный ресурс]. Код доступа:https://pedlib.ru/Books/3/0167/3_0167-44.shtml. Дата обращения 03.03.2022. 

Помимо всего прочего, активизация деятельности младших школьников при лексической работе напрямую связана и с применением большого многообразия различных форм проверки знаний, проведением разного рода упражнений, тестов, контрольных письменных работ. И очень важно, чтобы данные проверочные работы по своему содержанию и характеру не повторяли тренировочных упражнений, а, наоборот, ставили ученика в совершенно новую ситуацию, требовали от него проявления известной самостоятельности в практическом применении и реализации навыков в самых разнообразных случаях.
Поиски различных путей активизации деятельности школьников привели мыслителей к идее проблемного обучения.
«Под проблемным обучением, — пишет польский дидакт В. Оконь, — мы понимаем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблемы (постепенно к этому привлекаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих р