Формы организации работы на уроке, способствующие развитию интереса у обучающихся к изучению русского языка
Введение
Актуальность исследования. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка была и остается одной из самых актуальных, что объясняется тем, что все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, неразрывно связанной с творческой деятельностью.
Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.
Кроме того, русский язык в системе российского образования имеет особую общественную значимость как учебный предмет, выступает стабилизирующим фактором повышения языковой культуры общества, формирования толерантной языковой личности.
Приемы активизации познавате
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПАДЕЖНОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Проблема активизации деятельности учащихся на уроках русского языка 6
1.2. Падежная система современного русского языка 11
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПАДЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА 17
2.1. Приемы активизации учащихся при изучении падежной системы 17
2.2. Разработка конспекта урока 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000.
2. Архипова, Е. В. О проблеме активизации речетворческой деятельности учащихся на уроках русского языка / Е. В. Архипова // Русская речевая культура: теория и практика филологического образования в школе и вузе : Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 30–31 марта 2017 года / Составление и научное редактирование И.А. Сотовой (отв. ред.) [и др.]. – Иваново: Ивановский государственный университет, 2017. – С. 51-56.
3. Богачек, В. В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения / В. В. Богачек // Молодой ученый. – 2018. – № 15(201). – С. 210-212.
4. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение, 2000.
5. Вохмина, Ю. С. Личностно ориентированные формы работы над ошибками на уроках русского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы / Ю. С. Вохмина // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 77-84.
6. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. М.: Проспект, 2003
7. Касаткин Л. Л. , Клобуков Е. В., Крысин Л. П. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. заведений / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин и др.; Под ред. Л. Л. Касаткина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
8. Кириленко, А. В. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка средствами проблемных задач и дидактической игры / А. В. Кириленко // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – Т. 1. – № 11(28). – С. 335-339.
9. Колосова, Е. В. Активизация познавательной деятельности младших школьников при изучении орфографии / Е. В. Колосова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 7-2. – С. 160-163.
10. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
То есть, правильно организованное проблемное обучение - высокоэффективное средство активизации учебно-познавательной деятельности.
1.2. Падежная система современного русского языкаИзучением падежей занимались многие ученые, лингвисты на протяжении столетий. Основателем учения о падежах традиционно считается Аристотель. Большое значение в учении о падежах сыграло сочинение «О восьми частях слова», которое собрало многие знания греческих лингвистов в одно целое, тем самым выделив 5 падежей. В дальнейшем изучением этой темы занимались такие ученые как Метелий Смотрицкий, Лаврентий Зизаний, М. В. Ломоносов, В. В. Виноградов и другие. Современная школьная система выделяет 6 падежей.
Падеж в лингвистике определяется как словоизменительная категория существ